Прекрасные чудовища:
10 киномонстров Стэна Уинстона
Гуру практических спецэффектов Стану Уинстону 7 апреля 2021 года исполнилось бы 75 лет. И хотя его нет с нами уже тринадцать лет, память об этом кудеснике жива в сердцах поклонников кинофантастики, прекрасно знакомых с поразительными тварями и роботами, созданными им для большого экрана...
Терминатор

Знаменитый эндоскелет киборга-убийцы Т-800, до которого разоблачился в «Терминаторе» (1984) Арнольд Шварценеггер, — первая большая удача мастера. Конечно, изначальный дизайн придумал режиссер Джеймс Кэмерон, но воплотил его фантазии в металле именно Стэн Уинстон — и это для того времени оказалось весьма нетривиаль-ной инженерной задачей!
Королева Чужих

Прошло всего три года, и Уинстон получил свой первый «Оскар» за работу над «Чужими» (1986) того же Кэмерона. Хотя облик оригинального ксеноморфа создал швейцарец Ганс Рудольф Гигер, гигантская матка-монстр, управляемая парой операторов с помощью гидравлических приводов, - разработка Уинстона. Киноакадемики не смогли устоять.
Хищник

Изначально костюм инопланетного охотника выглядел дурацки: у пришельца была собачья голова на длинной шее. Выглядело это гротескно, а не страшно. Стэн переработал для «Хищника» (1987) наряд с нуля, превратив мультяшного киноида в жуткую клыкастую версию человека-амфибии. Причем идею челюстей-мандибул подкинул тот же Джеймс Кэмерон.
Тыквоголовый

Мстительный демон с того света, антигерой одноименного хоррора 1988 года, ставшего для Уинстона режиссерским дебютом, не так популярен, как прочие чудища мастера. Но из всех монстро-костюмов 80-х он наиболее продвинутый — с продуманными системами внутренних противовесов и роботизированной мимики, максимально удобный для актера внутри.
Эдвард Руки-ножницы

Фантазия Тима Бертона 1990 года с Джонни Деппом продемонстрировала, что Стэн способен создавать не только кошмарных тварей, но и более трогательные образы. За дизайн нескладного юного Франкенштейна с ножницами вместо рук, разработанный по скудному на детали наброску постановщика, Уинстона номинировали на «Оскар» за лучший грим.
Ти-Рекс

Вообще-то Стивен Спилберг, очарованный компьютерной графикой, думал о том, чтобы ящеры в его «Парке юрского периода» (1993) были сплошь цифровыми, однако быстро понял, что без аниматроники на крупных и средних планах не обойтись. И наш специалист построил для Спилберга ряд роскошных роботов-динозавров, включая 12-метрового тираннозавра.
Лестат

Об этом мало кто знает, но облик кровососов (прежде всего — Лестата) в фильме «Интервью с вампиром» (1994) тоже придумал Уинстон. До того актерам в роли нежити просто мазали лица белилами. Мастер же разработал технику нанесения на кожу ужасающих полупрозрачных синих прожилок, которую потом растиражировали все кому не лень.
Суперкрокодил

Для зоохоррора «Лэйк Плэсид: Озеро страха» (1999) студия Стэна соорудила три модели гигантского крокодила-убийцы длиной 9,8 м. Первая, с движком в 300 лошадиных сил, умела быстро плавать. Вторая могла выполнять сложные маневры с помощью сервомоторов. Третья — детализированная и с пневматической пастью — использовалась для крупных планов.
Треножники

Хотя в «Войне миров» (2005) Спилберга треножники инопланетных захватчиков были в основном нарисованы на компьютере, Стэн приложил руку к телемеханическим щупальцам грозных машин. Когда злонравные инопланетяне взаимодействуют в кадре с людьми, мы видим не графику, а остроумные аниматронные приспособления, сконструированные Уинстоном.
Змееволк

Хотя мастер не дожил до премьеры «Аватара» (2009), он успел поучаствовать в создании дизайнов аборигенов Пандоры на'ви и животного мира планеты. И наш фаворит — не смертоносный танатор или могучий страконь, а основной хищник пандорианских джунглей — стремительный и очень опасный змееволк, прозванный земными учеными «жидкой тьмой».
10.04.21
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|