В верой в будущее:
Итоги Московского кинофестиваля

Недавно завершил работу 47-й Московский международный кинофестиваль. Второй старейший на планете смотр фильмов продолжает держать марку, несмотря на трудности и вызовы текущего момента. И продолжает приятно удивлять выбором достойных конкурсных работ...
Индийский Элизиум
В 2025 году в разных программах кинофорума было представлено более 200 картин из 50 стран. В основном конкурсе бились за призы 13 фильмов из 13 стран, в конкурсе документальных работ — 8 фильмов из 6 стран, в конкурсе короткометражек — 13 лент из 9 государств. В секции «Русских премьер» было представлено 7 новинок. Также в честь 80-летия Победы в рамках фестиваля состоялась ретроспектива редких картин на военную тему.
Жюри Основной программы возглавил испанский продюсер Луис Миньярро. В состав жюри вошли режиссер Алексей Герман-мл. и актриса Марьяна Спивак. Фаворитом судейской команды в этом сезоне стал индийский проект. Речь идет о трагикомедии «Элизиум», получившей «Золотого Святого Георгия» за лучший фильм и «Серебряного Святого Георгия» за лучшую режиссуру (Прадип Курба). Сюжет в нем вращается вокруг затерянного в горной глуши селения, обитатели которого живут как в середине XX века, хотя заявленное время действия фильма - 2047 год. Главный герой Ливингстон приезжает сюда хоронить жену, что оборачивается для него сентиментальным путешествием к корням — парадоксально оптимистичным, невзирая на печальные обстоятельства.
О семейных связях
Приз за лучшее исполнение мужской роли вручили Евгению Цыганову, снявшемуся в драме Стаей Толстой «Семейное счастье» — экранизации одноименного романа Льва Толстого. Цыганов сыграл Сергея Михайловича, опекуна девушки-сироты Маши (Евгения Леонова), которая влюбляется в своего попечителя, что приводит к поспешному браку и неизбежным проблемам в семейной жизни. Премию за лучшее исполнение женской роли отдали Марии Родригес Сото. Уроженка Барселоны блеснула в драмедии испанца Дани де ла Ордена «Дом в огне», описывающей воссоединение дисфункциональной семьи на вилле. Все ее члены увлеченно ссорятся друг с другом, но глава клана Монтсе полна решимости не позволить ничему и никому испортить уик-энд.
Спецприз жюри достался «Эвакуации» Фархата Шарипова. Картина из Казахстана повествует о женщине (Наталья Витмер), разыскивающей в лихую годину Великой Отечественной войны потерянную дочь в переполненной беженцами Алма-Ате. В конкурсе «Русских премьер» победила мелодрама Антона и Марии Масловых «Мужу привет». Юлия Пересильд играет в ней сотрудницу загса, чей супруг уже пять лет лежит в коме, и на фоне этой неопределенной ситуации у нее развивается роман с обаятельным вдовцом в исполнении Владимира Вдовиченкова.
Райский сад на земле
«Серебряный Святой Георгий» за лучший короткометражный фильм завоевал «Танец пчелы» испанца Фона Кортисо. Его, главный герой Алекс (Мачи Сальгадо) пытается найти ответы на множество важных вопросов, руководствуясь наставлениями слепой с рождения Лусии (Кори Манья).
Что касается лучших неигровых проектов, то в данной категории одержала викторию лента из Китая. Документальный фильм «Тетушка Ху и ее райский сад» (режиссер Пань Чжици) рассказывает о пожилой жительнице Чунцина, которая из подобранного ею хлама создает причудливые инсталляции. Съемки, заметим, растянулись на 10 лет, показав развитие безобидного хобби старушки на фоне стремительных изменений жизни в КНР. Как и большинство призеров форума, этот мини-шедевр исполнен оптимизма и веры в будущее, отвергает депрессивный взгляд на завтрашний день. В Каннах и Берлине за такой конструктивный сюжетный подход награждают редко.
Наконец, «Золотого Святого Георгия» за вклад в кинематограф был удостоен российский актер, лауреат «Ники» и «Золотого орла» Владимир Ильин.
Остается добавить, что фильмом открытия 47-го Московского фестиваля стала военная драма Сергея Коротаева «В списках не значился» с Владимиром Машковым в одной из главных ролей, снятая по одноименной повести Бориса Васильева о судьбе молодого лейтенанта, защитника Брестской крепости. На закрытии смотра показали аргентинскую драму «Кем бы мы хотели быть» Алехандро Агрести — историю несбывшейся любви, растянувшейся на годы в формате свиданий в кафе по пятницам.
27.04.25
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|