Апрель в «Октябре»:
Итоги Московского кинофестиваля

26 апреля в киноцентре «Октябрь» завершил работу 46-й Московский международный кинофестиваль. Хотя на фоне Канн, Берлина и Венеции наша площадка менее известна, это все-таки второй старейший в мире конкурс фильмов. И порой представленные на нем проекты выглядят интереснее западных лауреатов...
Мексиканские страсти
На сей раз на смотре было представлено более 230 картин. В рамках программ форума прошло свыше 30 международных и мировых премьер — на треть больше, чем в минувшем году. Жюри основного конкурса ММКФ возглавил исландский кинематоафист, номинант «Оскара» Фридрик Торридрикссон («Ангелы вселенной»). Кроме него в состав судейской коллегии вошли режиссер Игорь Волошин («Повелитель ветра»), актриса Елена Лядова («Елена») и режиссер документального и игрового кино из Турции Хусейн Карабей («Иди на мой голос»).
Что любопытно, второй год подряд главный приз фестиваля — «Золотой Святой Георгий» за лучший фильм — получила испаноязычная лента из Нового Света. Речь идет о криминальной драме мексиканца Мигеля Сальгадо «Стыд», основанной на реальной истории 2010 года, когда в результате обострения войны с наркокартелями преступники похитили двух подростков и заставили их убивать друг друга... Фильм также был удостоен Приза жюри российской кинокритики, а снявшийся в нем молодой актер Хуан Рамон Лопес — премии за лучшую мужскую роль.
От божественного к дьявольскому
Специальный приз жюри «Серебряный святой Георгий» завоевала работа постановщика из Бангладеш Асифа Ислама «Нирвана». Полностью лишенная диалогов экспериментальная черно-белая драма с удивительной Приям Арчи в главной роли описывает монотонную рутину человеческой жизни» в которой парадоксальным образом проступают доказательства божественного участия в судьбе всякого смертного.
Статуэтку за лучшую режиссуру взял иранский кинематографист Нахид Азизи Седиг. Он выступил на ММКФ с мелодрамой «Дыхание холода», сюжет которой препарирует чрезвычайно острые отношения отца (Али Багери) и сына (Иман Седиг), проистекающие из семейной трагедии. Старший мужчина заподозрил жену в измене и убил ее, за что отсидел в тюрьме и теперь должен взглянуть в глаза выросшему отпрыску, лишенному им матери. Также данной картине достался самый «народный» трофей — Приз зрительских симпатий.
Что касается награды за лучшую женскую роль, ее вручили Марайке Бейкирх, сыгравшей главную роль в драме немки Сильке Эндерс «Шлимазл». Лента повествует о журналистке, раскручивающей милую на вид старушку на воспоминания о ее молодых годах, когда та служила надзирательницей в концлагере. Кино позволяет под необычным углом посмотреть на то, как в современной ФРГ рефлексируется историческая вина германского народа за участие в сатанинских злодеяниях нацистского режима.
Интерпретация реальности
Как лучший фильм конкурса «Русские премьеры» отметили комедию Юлии Трофимовой «Лгунья», рассказывающую о 17-летней девушке (Елизавета Ищенко), которая становится знаменитой после того, как ее делают героиней фейка с обвинением известного в прошлом артиста в сексуальном домогательстве. Фильм основан на бестселлере израильской писательницы Айелет Гундар-Гошен, опубликованном в России еще в 2020 году.
Лучшим фильмом конкурса документального кино была признана лента иранца Сэма Калантари «Ладья». Это своеобразное экранное эссе по творчеству иранского художника Али Акбаре Садеги, представляющее интерпретацию его снов и стихов. Повествование концентрируется вокруг последней его работы с явно выраженным агрессивным посылом, которая отличается от предыдущих, более созерцательных.
Наконец, премию за лучший фильм конкурса короткометражного кино забрал испанец Хосе Мария Флорес, привезший в Москву свою остроумную мини-новеллу «Партнеры» про молодых супругов, ужин которых прерывает некое неожиданное событие.
Остается добавить, что Приз за вклад в кинематограф получил российский режиссер Сергей Урсуляк («Ликвидация», «Тихий Дон», «Праведник»). На закрытии кинофестиваля состоялась мировая премьера единственного коммерческого проекта, показанного в рамках смотра — отечественного фильма-комикса Олега Трофима «Майор Гром: Игра» о новых подвигах героического суперполицейского из альтернативного Санкт-Петербурга.
30.04.24
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|