Поэт Революции на экране:
к 130-летию Владимира Маяковского

19 июля мы отметили 130-летие со дня рождения самого революционного поэта XX века Владимира Маяковского (1893-1930). Известный факт: классик очень любил кинематограф и оставил в нем заметный след, причем не только как автор литературной основы экранных проектов, но и как актер...
Футурист в кадре
Дебютом в качестве лицедея стал для Маяковского немой фильм «Драма в кабаре футуристов № 13» (1914), считающийся утраченным. Сохранилось описание нехитрого сюжета: поэты-футуристы, разукрасив себе лица, идут на вечеринку, которая заканчивается убийством. Наш герой предстает в финале в образе то ли Дьявола, то ли самой Смерти.
Пик кинокарьеры Маяковского приходится на 1918 год, в котором он приложил руку к трем картинам. Самая известная — это драма «Барышня и хулиган», где обыгрывается история в духе «красавицы и чудовища». Маяковский исполнил роль хулигана, выступил сорежиссером Евгения Славянского и написал сценарий (по повести Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих»).
Кроме того, упомянем частично сохранившуюся ленту Никандра Туркина «Закованная фильмой» - там поэт изображает Художника, встречи коего с различными персонажами несут тот или иной аллегорический смысл. Был еще ныне утерянный опус «Не для денег родившийся» по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден». Маяковский сыграл в нем главную роль.
Увы, Владимир Владимирович был недоволен своей игрой и тем, как его идеи искажаются при переложении на язык кино, и более в звезды синема не рвался.
Вернувшийся из забвения
При жизни поэт принял участие в создании еще нескольких фильмов, но уже только как сценарист. Мы видим его фамилию в титрах короткометражки Абрама Роома «Евреи на земле» (1927) про крестьян-иудеев, освобожденных от гнета царизма, драмы Сергея Юткевича «Кружева» (1928) о жизни рабочей молодежи, а также комедии Александра Соловьева «Трое» (1928), сюжет которой сталкивает сына буржуя, беспризорника и пионера.
Самое же значительное произведение того периода — комедия Александры Смирновой-Искандер и Алексея Смирнова «Декабрюхов и Октябрюхов» (1928), в сатирическом ключе показывающая разницу между теми, кто сбежал от Революции за границу, и теми, кто остался строить новую Россию. Маяковский написал сценарий картины к 10-летнему юбилею Октября.
После смерти поэта его творчество было надолго забыто кинематографистами. Анимационные адаптации его стихов — «Блэк энд уайт» (1932) и «Кем быть» (1948) — не в счет. Вспомнили о наследии литератора как потенциальной основе для экранизаций только при Никите Хрущеве.
Первой ласточкой стала драма Константина Пипинашвнли «Маяковский начинался так...», снятая по автобиографической повести нашего героя «Я сам». Главную роль сыграл Родам Челидзе.
Дальше — больше. В 1962-м выходит в свет часовой кукольный мультфильм Анатолия Карановича и Сергея Юткевича «Баня» по одноименной пьесе Маяковского, высмеивающей бюрократизм. В том же году выпущен мультфильм Иосифа Боярского и Ивана Иванова-Вано по поэме «Летающий пролетарий».
Больше, чем поэт
В 1968 году творчество Маяковского впервые заметили кинематографисты западной страны. Отличились финны, сняв по пьесе «Клоп» одноименный фильм про обывателя, которого разморозили в далеком будущем и определили в зоопарк как вымирающий вид.
Необычный проект появился в 1970-м, когда Аполлинарий Дудко и Константин Боярский сняли ремейк «Барышни и хулигана» в формате фильма-балета. Еще одной нестандартной работой стала комедия Анатолия Карановича и Сергея Юткевича «Маяковский смеется» (1976) — синтез анимации и игрового кино по пьесе «Клоп» и забытому сценарию «Позабудь про камин». Но после мультфильмов 1977 года «Вперед, время!» и «Тебе — атакующий класс!» киношники СССР потеряли к текстам классика всякий интерес.
Тем не менее стоит отметить: если Маяковский и недобрал очков как сценарист, он преуспел как персонаж. Так, Владимир Владимирович появляется в кадре таких лент и сериалов, как «Дежа вю» (1989), «Мсье Робина» (1994), «Доктор Живаго» (2002), «Грехи отцов» (2004), «Смерть Таирова» (2004), «Есенин» (2005), «Маяковский. Два дня» (2012), «Временщик» (2014), «ВМаяковский» (2017), «Подкидыш» (2019) и «Карамора» (2022). Ну да, так оно всегда: поэт в России больше, чем поэт...
29.07.23
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|