«Матрица»:
15 лет под игом машин
31 марта 1999 года вышел в свет фильм, который стал большой вехой в истории кинофантастики, «Матрица» братьев Вачовски изменила представления о том, как можно снимать НФ-кино, предложив столько технологических и эстетических новаций, как ни одна другая НФ-картина со времен «Звездных войн»...
Долгий путь к экрану
Идея ленты появилась у Ларри и Энди Вачовски в 1993 году под влиянием киберпанковских романов, аниме и книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Парни хотели дебютировать в режиссуре именно этим проектом, но продюсер Джоэл Сильвер, которому идеи тандема импонировали, сперва попросил их снять более камерную «Связь» (1996), чтобы убедиться в компетентности братьев.
Изначально на роль агента Смита планировался не Хьюго Уивинг, а Жан Рено.
Первым выбором на роль Нео был Джонни Депп, но на студии Warner Bros сочли, что тот недостаточно крут, и захотели кого-то вроде шедших тогда в гору Брэда Питта или Вэла Килмера. Том Круз, Леонардо ДиКаприо и Юэн МакГрегор также имелись в виду, серьезно обхаживали и Уилла Смита, выстрелившего с «Днем независимости», и Николаса Кейджа, недавно получившего «Оскар». Правда, эти оба отказались, о чем впоследствии очень сожалели. И роль ушла Киану Ривзу.
Шрифт Матрицы — это набор цифр, японских иероглифов и отзеркаленных букв.
Понимая, что на реализацию всех задумок им понадобится куча денег, постановщики потребовали у Сильвера $80 млн. Известный скупец, тот отказал, заявив, что может дать только $10 млн. Переглянувшись, Вачовски взяли и вложили всю эту сумму в начальную сцену с участием Тринити. Увидев, насколько крутой она вышла, продюсер сразу стал сговорчивее и выложил пусть и не столько, как хотелось авторам, но вполне солидную сумму: $63 млн.
Миссия: невыполнима
Перед тем, как начать съемки, Энди и Ларри заставили своих актеров пройти тяжелый четырехмесячный курс обучения боевым искусствам. Который тяжелее всех дался Ривзу, потому что как раз перед ним он попал в аварию и повредил себе шейные позвонки. А уже на съемках как следует досталось Кэрри-Энн Мосс. Она сломала на площадке ногу, но скрыла этот факт, боясь, что потеряет роль — и умудрилась отсняться в уйме сложных сцен, прежде чем правда выплыла наружу!
Красную и синюю пилюли «сыграли» в кино обычные леденцы.
Лоуренс Фишберн, получивший роль Морфеуса после того, как Шон Коннери отверг ее, заявив, что ни черта не понял в сценарии, оказался наиболее крепок в плане физической подготовки. Однако в сценах боевых единоборств ему стоило определенного труда показать начальное превосходство над Нео, поскольку Ривз оказался более быстр и гибок, чем он. И вообще, Ривз показал себя настоящим молодцом. Так как бюджет все-таки не позволял по-настоящему развернуться по части компьютерной графики, актер согласился рискнуть и лично вылезти на карниз небоскреба в одной из начальных сцен: на спецэффектное решение эпизода не хватило денег.
В конце «нулевых» один из Вачовски, Ларри (справа), сменил пол, став Ланой.
Любопытно, что братья Вачовски чуть не попали в ходе работы над «Матрицей» под суд. Как оказалось, начав снимать сцены с вертолетом в черте города, они нарушили множество законов, категорически запрещающих авиатрюки в черте мегаполисов. Студия не только сумела их отмазать, но и — неслыханный случай! — надавить на власти, чтобы те изменили ряд законодательных норм ради завершения сцен с винтокрылой машиной.
Скрытое от глаз
Постановщики оказались большими поклонниками криптографии и поэтому наполнили свое детище неочевидными аллюзиями и отсылками. К примеру, в саундтреке фильма есть композиции «Bow Whisk Orchestra», «Switch or Break Show», «Exit Mr. Hat» и «Threat Mix». Так вот, названия первых двух — анаграммы словосочетания Wachowski Brothers, а двух последних — названия блокбастера («The Matrix»). Имя Neo — анаграмма числительного One. И комната Нео имеет номер 101. А имя Тринити означает Троица, и номер ее комнаты — 303.
Зловещее совпадение: дата окончания срока действия паспорта Нео — 11 сентября 2001 года (9/11).
Забавный факт: Вачовски приписывают изобретение спецэффекта bullet time — когда сцена с рапидом подается словно движущейся вокруг нее камерой (а на самом деле она собирается из мгновенных последовательных снимков десятков расположенных дугой фотокамер). И сами режиссеры скромно с этим соглашаются. Однако эта технология использовалась в рекламе и ранее, просто в связи со сложностью не получила распространения. Зато после триумфа «Матрицы» ($463,5 млн мировых сборов и 4 технических «Оскара») она стала так популярна, что в течение следующих трех лет после ее премьеры аналогичный трюк был применен более чем в 20 фильмах!
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 30.03.14
|