Смертельная гонка:
краткая киноистория Безумного Макса
На этой неделе выходит в прокат постапокалиптический боевик «Безумный Макс: Дорога ярости» с Томом Харди и Шарлиз Терон — четвертая часть легендарной франшизы, растянувшейся на 36 лет. Самое время вспомнить этапы славного экранного пути культового героя, подарившего ей свое имя...
Рекорд Гиннесса
До того, как податься в режиссеры, австралиец Джордж Миллер работал на «скорой помощи». Там он навидался последствий дорожных катастроф — тем более, в 70-х как раз был всплеск аварийности из-за роста популярности автогонок. Постепенно этот опыт и породил идею фильма о крутом копе из близкого будущего, преследующем на своей супертачке всяких отморозков.
На студийный капитал Миллер не рассчитывал. Бюджет ленты составил где-то 350 тысяч австралийских долларов, которые постановщик скопил, работая медиком. А Мел Гибсон получил главную роль почти случайно. Он явился на пробы не искать работу, а поддержать претендовавшего на нее друга Стива Бизли (тот в итоге сыграл копа по прозвищу Гусь). Будучи с похмелья, с фингалом после драки, он излучал такую бездну самоуверенности и обаяния, что его взяли без прослушивания. Сперва Гибсона хотели сделать колоритным негодяем, но потом решили, что он слишком хорош для этого — и отдали ему партию Макса. Гонорар будущего идола Голливуда составил всего $15000.
Снятый за 12 недель в режиме жесткой экономии и смонтированный у режиссера на дому, фильм внезапно стал большим мировым хитом, заработав в 1979 году $100 млн и попав в Книгу рекордов Гиннесса как самое прибыльное кино по соотношению «бюджет/сборы». А Гибсон в одночасье превратился в звезду.
Погоня в горячей крови
Успех «Безумного Макса» подтолкнул Миллера к созданию сиквела. На сей раз в производство была вложена более солидная сумма — $2 млн, большая часть которой ушла на одну из самых убойных автопогонь в истории кино (с участием огромного бензовоза, багги и мотоциклов). Ну и зарплата Гибсона заметно подросла — до $120 тысяч.
На съемках второй серии режиссер усилил сюжетный акцент на дефиците бензина: эхо топливного кризиса 70-х еще отчетливо громыхало на мировых рынках. Джордж вспоминал, что в ту пору его кумиром был Акира Куросава, поэтому во время работы над продолжением он тщательно имитировал сдержанный стиль японского мэтра. И это весьма чувствуется: за все полтора часа, что идет фильм, герой Мела вступает в разговоры только 16 раз — и это, как правило, словно клещами вытянутые из него односложные реплики.
Курс на безудержный экшн и сценарный лаконизм оправдал себя на все сто: как и первая серия, вторая, прокатывавшаяся в США под названием «Воин дороги» (1981), имела большой успех. И вошла в очень узкий круг лент-сиквелов, которые признаны критиками лучше оригиналов.
Внезапная смерть
Временно устав от своего героя, Миллер отвлекся от «Безумного Макса» на участие в фантастической антологии «Сумеречная зона» (1983) и на мини-сериал «Последний бастион» (1984). Но эти проекты не принесли ему творческого удовлетворения, потому в 1985 году он возвращается к истокам и выпускает в свет триквел — «Под куполом грома».
Смета фильма подскочила до $12 млн, причем десятую часть данной суммы выплатили заматеревшему Гибсону, который уже вовсю снимался в Голливуде. Сценарий третьей части приобрел легкий привкус вошедшего в моду фэнтези («Макс» приключается в декорациях эдакого постапокалиптического средневековья). Увы, в процессе препродакшна в результате крушения вертолета погиб лучший друг постановщика, продюсер Байрон Кеннеди, и Миллер, по собственному признанию, оказался настолько выбит из колеи, что потерял интерес к проекту. В итоге большую часть картины снял не он, а спешно произведенный в сопостановщики Джордж Огилви. Что самым роковым образом сказалось на результате: кино вышло неровным, производящим впечатление сшитого из разномастных кусков одеяла. И хотя это не помешало ему окупиться, о кассовом успехе речи уже не шло.
После этого Миллер надолго забыл о Максе, уйдя в семейное кино («Бэйб», «Делай ноги»). Да и балагуру Мелу надоело играть вечно угрюмого молчуна. Но былые раны зарубцевались — и вот знаменитый герой возвращается. Теперь у него лицо Тома Харди — ну что же, посмотрим, заслужил ли тот право унаследовать шотган своего предшественника...
18.05.15
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 2015
|