Двери закрываются:
кинопрокат под санкциями

События на Украине резко изменили правила игры на кинорынке. Многие голливудские студии убрали свои ленты из графика российских премьер. «Бэтмена» сняли с проката всего за день до премьеры. Но называть происходящее санкциями никто не спешит. Чаще звучит мягкая формулировка: «временная приостановка выпуска»...
Кина не будет
Итак, на данный момент заморозили показы своей продукции в нашей стране такие мейджоры, как Walt Disney, Warner Bros., Sony, Paramount и Universal. А это значит, что выход ряда громких новинок откладывается на неопределенный срок. Речь идет прежде всего о фильмах «Я краснею», «Бэтмен», «Морбиус», «Затерянный город», «Соник в кино 2», «Белфаст», «Скорая» и «Плохие парни». И это только релизы марта-апреля.
Никто не берется предсказать, когда голливудские блокбастеры вернутся на российский рынок. Но уже понятно, что о нескольких неделях говорить не приходится, речь идет о нескольким месяцах. Весенний прокат точно будет в пролете по множеству позиций. Так что стоит готовиться к тому, что в обозримом будущем нам придется смотреть только отечественное кино, независимое кино, артхаус и кино неанглоязычных стран.
Владельцы мультиплексов прекрасно понимают, что западные тентполы давали до 80% прибыли, и исчезновение такого огромного куска пирога — прямая дорога к банкротству. Поэтому сейчас они просят государство о финансовой поддержке в трудный период — и, видимо, в какой-то мере ее получат. Хотя власти пока на этот вопль не отреагировали; других забот хватает. В качестве временного средства для заполнения сеансов прокатчики намерены крутить наши хиты прошлых лет — две части «Брата», «Холопа», «Движение вверх», «Батю», «Салют-7» и др.
Зависшие деньги
Понятно, что западные студии не хлопнули дверями и готовы возобновить бизнес, когда улягутся страсти. Мы, конечно, не Китай с их бездонным рынком, но, по данным на 2021 год, кассовые сборы голливудских фильмов в России составили $601 млн. И это в условиях ограничений из-за ковида. Терять столь существенные деньги им не хочется, так что при формальном возмущении нашими действиями на Украине в кулуарах демарш с отменой премьер объясняется более приземленно: невозможностью вывести в свою юрисдикцию отчисления от проката из-за частичного перекрытия таких межбанковских каналов, как SWIFT.
В какой-то мере восполнить недостаток новинок на большом экране могут потоковые сервисы. Правда, и с этим все не радужно. Так, онлайн-кинотеатр MEGOGO полностью прекратил работу в РФ. Еще бы: его штаб-квартира находится в Киеве. A Netflix приостановил все свои российские проекты. На сей день есть и проблемы с оплатой банковскими картами: старые подлиски пока действуют, а вот продлить или завести новую уже не выходит.
Отечественные сервисы тоже испытывают некоторые сложности. Новости в значительной мере отвлекают аудиторию от развлечений, отчего премьеры свежих сериалов отменяются до лучших времен. К примеру, именно это произошло со вторым сезоном мистической драмы «Пассажиры», так и не вышедшего на платформе Start в объявленную дату 25 февраля.
Такое положение вещей затрагивает и ряд полнометражных российских лент. Так, 17 марта должен был выйти экшн «Своя война» с Алексеем Чадовым, но он вылетел из графика релизов. Причина того комплексная: мало того, что сюжет картины вращается вокруг войны (правда, в Сирии), так еще и дистрибьютором ее является Sony, входящая в число мейджоров-«отказников».
Невыездные
Особая статья — кинофестивали. Первым смотром, объявившим бойкот российскому кино, стал Международный фестиваль в Стокгольме. И это при том, что до него еще дожить надо: он пройдет в ноябре. Канны (форум состоится в мае) доступ нашим кинематографистам, не связанным с государством, не закрывают, но принимать официальные делегации отказываются наотрез. То же касается фестиваля в Карловых Варах (июль) и Венецианской Мостры (сентябрь).
Киносмотр в Глазго убрал из программы два российских фильма с подходящими к ситуации названиями: «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова и «Казнь» Ладо Кватания. Учредители объяснили свое решение не тем, что выступают против авторов данных лент, а просто считают их показ неуместным в сложившихся условиях. Ну спасибо, полегчало.
11.03.22
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|