Трамвайчик

   Главная
: Новости : Форум : Связь
Новые фильмы (все)
Удача Логана (2017) - рецензияОно 2017 - рецензияСверхлюди - рецензия
Новости киноляповФорумIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   
 ПРИКОЛЫ ПО ДНЯМ >


 
Околокиношные темы

Играя в бога:
Киноистория Франкенштейна



История Франкенштейна

В прокат выходит «Виктор Франкенштейн» с Джеймсом МакЭвоем и Дэниелом Рэдклиффом — самая дорогая на сей день киноадаптация романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). А значит, у нас есть повод напомнить, какой яркий экранный путь проделал титульный герой за время существования кинематографа...

Бессмертная классика

Почему книга Шелли стала столь популярной, что ее переиздавали и экранизировали заметно чаще, чем многие другие произведения? Вероятно, потому, что 18-летняя английская писательница в какой-то поразительной вспышке озарения вывела чеканную формулу, в ее романтическую эпоху вовсе не очевидную. А именно: «Наука, лишенная сдерживающих рамок, морали, неизбежно будет порождать монстров». Сколько лет прошло, а мы продолжаем на собственной шкуре убеждаться в ее истинности.

Как бы там ни было, но первый фильм про амбициозного молодого ученого Виктора Франкенштейна, который в пародии на акт творения человека оживил сшитое из кусков мертвых тел чудовище и бросил тем самым вызов Богу, вышел еще 105 лет назад. «Франкенштейн» (1910) Джеймса Сирла Доули, снятый на деньги Томаса Эдисона, шел всего 18 минут, но почти без потерь передал основную мысль романа и запомнился эффектным гримом и игрой Чарльза Огля в образе Монстра.

Две последующие киноадаптации книги — американская «Жизнь без души»(1915) и «Монстр Франкенштейна» (1920) — не оставили по себе никакой памяти. А вот следующая экранизация застолбила себе местечко среди безусловных шедевров.

Создание канона

В 1931 году студия Universal выпустила чрезвычайно кассового «Дракулу» 2 с Белой Лугоши, и вдохновленный успехом продюсер Карл Леммле-мл. решил как следует окучить грядку хоррора, внезапно давшую обильный урожай. Предполагалось, что в запланированном «Франкенштейне» Лугоши сыграет Монстра, но пробы показали: напыщенный, аристократичный венгр смотрится в образе кадавра просто нелепо.

Режиссер Роберт Флори, подумав, что толку от проекта не будет, взял самоотвод — и вакансию занял Джеймс Уэйл. Он поступил мудро: не стал прикидывать, какую модную звезду взять на роль Чудовища, а пошел в студийное кафе и стал выглядывать актеров, подходящих по типажу. Так был найден идеальный кандидат — высокий, малоподвижный, печальноглазый Борис Карлофф. Настолько идеальный, что он напрочь затмил титульного ученого (превратившегося из Виктора в Генри) в исполнении Колина Клайва.

В итоге, акцент в повествовании заметно сместился с создателя на создание, и это обстоятельство сыграло роковую роль в позиционировании Франкенштейна в мировом кино. Haчиная с ленты Уэйла стало традицией двигать на первый план страдающего монстра, а не его (формально главного в сюжете) хозяина. И даже публика привыкла называть Франкенштейном именно чудище, хотя у того и имени-то никакого нет!

От великого до смешного

Картина вышла в том же 1931 году (тогда снимали очень быстро) и стала настоящим суперхитом, собрав в итоге в 45 раз больше своего бюджета. На Universal отреагировали предсказуемо — и в 1935-м Уэйл выпустил «Невесту Франкенштейна» с тем же актерским составом. Плюс — Эльза Ланчестер в образе оживленной мертвячки-невесты. Этот сиквел, имеющий легкий, но ощутимый уклон в фарсовую комедию нравов, многими считается еще более совершенным, нежели оригинал.

Любопытно, что в 1985 году Фрэнк Роддэм снял фильм «Невеста», являющийся прямым продолжением уэйловского продолжения. Но в нем Франкенштейна зовут уже Чарльз, играет его импозантный Стинг. Монстра, официально ставшего Виктором(!), изображает Клэнси Браун, а Невеста обладает кукольным лицом Дженнифер Билз. Увы, это была попытка взрастить банальную романтическую мелодраму на ветхозаветном хоррор-субстрате, и кино с треском провалилось, вызвав насмешки критиков.

Кстати, за несколько лет до этого, в 1974 году, вышла отличная пародия Меда Брукса на дилогию Уэйла — «Молодой Франкенштейн». Попутно известный комедиограф хорошенько посмеялся над тоннами клише, которыми обросла история безумного ученого за годы беспощадной эксплуатации Голливудом. Не зря доктор Фредерик Франкенштейн (потомок Виктора) в исполнении Джина Уайлдера кисло настаивает в кадре, что его фамилию надо произносить Франкенстин, — чтоб хоть как-то дистанцироваться от одиозного дедули.

Доим досуха

После «Невесты Франкенштейна» студия Universal доила эту «буренку» до конца 40-х. В «Сыне Франкенштейна» (1939) Монстра еще играл Карлофф, роль наследника ученого, Вульфа, ушла Бэзилу Рэтбоуну, а на экране впервые появился зловещий горбун Игорь: его яркий образ создал Бела Лугоши, у которого начались проблемы с карьерой, и он стал соглашаться на менее звездные роли.

В «Призраке Франкенштейна» (1942) в гриме Чудовища уже ходил Лон Чейни-мл., а его хозяин вновь поменял имя (на Людвиг). Бюджет четвертой части впервые серьезно урезали по сравнению с предыдущими, что ускорило угасание франшизы. В фильме «Франкенштейн встречает Человека-волка» (1943) дошло до того, что Лугоши все же позволили сыграть Монстра. А в «Доме Франкенштейна» (1944), как ни смешно, вообще нет никого с фамилией Франкенштейн, зато есть Монстр, Дракула и Человек-волк. Что занятно, в нем вернулся в кадр Борис Карлофф, но в образе нового персонажа, преступного доктора Ниеманна. Закончилось все предсказуемо — пародией. Комедия «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» (1948) надолго подвела черту под американской кинокарьерой чокнутого дока.

С британским акцентом

В 50-х британская студия Hammer купила права на персонажей хорроров Universal и разразилась серией на диво крепких (к тому же цветных) ремейков и продолжений голливудской классики. В рамках новой серии было снято семь картин про барона Франкенштейна, в шести из них ученого сыграл аристократичный Питер Кашинг. На сей раз внимание режиссеров было сконцентрировано на создателе, а не на создании (хотя в первом фильме Монстра отлично сыграл еще вполне молодой Кристофер Ли). И это понятно: после появления атомного оружия в масс-культуре прочно вошел в моду образ ученого-мегаломаньяка, который презревает мораль и в гордыне своей бросает вызов Богу, создавая нечто запредельно ужасное.

«Проклятие Франкенштейна» (1957) стало эталонным дебютом цикла, ряд лет удерживавшим титул самого кассового английского фильма. «Месть Франкенштейна» (1958), «Зло Франкенштейна» (1964), «Франкенштейн создал женщину» (1967), «Франкенштейн должен быть уничтожен» (1969), «Ужас Франкенштейна» (1970) и «Франкенштейн и чудовище из ада» (1974) хоть и уступали по качеству, но до сих пор неплохо смотрятся и, в целом, выдержали проверку временем.

Все страньше и страньше

Особого упоминания заслуживают два японских опуса студии Toho — «Франкенштейн против Барагона» (1965) и «Чудовища Франкенштейна: Санда против Гайры» (1966). Тут старина Фрэнки — выросший под действием радиации до огромных размеров Монстр Франкенштейна, сражающийся с другими колоссами-кайдзю, а его создатель остается за рамками повествования.

Еще более странную — фрейдистско-сексуальную интерпретацию романа Мэри Шелли — сняли на «Фабрике» Энди Уорхола. В «Плоти для Франкенштейна» (1974) безумного гения играет Удо Кир, и его цель не победить смерть, а синтезировать идеальных мужчину и женщину. Актеры и съемочная группа в процессе творчества упарывались ЛСД — и по происходящему на экране это хорошо чувствуется.

Также стоит отметить ленту «Франкенштейн освобожденный» (1990) Роджера Кормана. Она любопытна тем, что это экранизация романа Брайана Олдисса, а не книги Шелли. В данном культовом постмодернистском фильме в канонический сюжет влезает пришелец из будущего (Джон Херт), Виктора играет Рауль Хулиа, а в качестве персонажа фигурирует сама Шелли (Бриджет Фонда).

Век блокбастеров

Наиболее близким к тексту первоисточника следует признать «Франкенштейна Мэри Шелли» (1994). Режиссер Кеннет Брана, приберегший роль Виктора для себя самого, привнес в повествование шекспировскую театральность, а на роль Монстра уломал самого Роберта Де Ниро. Увы, это кино не преуспело в прокате, надолго отвадив киношников от желания ворошить классику хоррора.

Лишь в XXI веке интерес к барону-мегаломаньяку стал возвращаться, хотя, в основном, на ТВ. Кино же по этой части не радовало. Блокбастер «Ван Хельсинг» (2004) с Хью Джекманом задел историю ученого лишь вскользь, а «Я, Франкенштейн» (2014) с Аароном Экхартом в роли бессмертного Монстра оказался глупым комиксом о войнах чудищ.

«Выстрелит» ли свежий «Виктор Франкенштейн» с Джеймсом МакЭвоем и Дэниелом Рэдклиффом? Скоро узнаем.


02.12.15
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 2015

Страницы: |05| |04| |03| |02| |01| |Все|


Информация в этом блоке размещается на правах рекламы:
Назад Наверх  

Последние обновленные разделы сайта:

16.09 КИНОЛЯПЫ: Малыш на драйве. Телохранитель киллера. День патриота. Голышом. Женщины-каннибалы в смертельных джунглях авокадо. Эта дурацкая любовь. Калифорнийский дорожный патруль. Чудо-женщина. Окча. Черная бабочка. Притяжение. Гостья из будущего. Прибытие. 2001 год: Космическая одиссея. Грань будущего. Кредо убийцы. Изгой-один: Звездные войны. Охота на дикарей. Фантастические твари и где они обитают. Ла-Ла Ленд. Доктор Стрэндж. Пассажиры. Плохой Санта 2. Братья Блюз. Дом странных детей мисс Перегрин.
15.09 РЕЦЕНЗИИ: Удача Логана. Оно. Сверхлюди. Про любовь 2. Тюльпанная лихорадка. Телохранитель киллера. Люмьеры. Эмоджи фильм. Валериан и город тысячи планет. Леди Макбет. Жених на двоих. Темная башня. Роковое искушение. Взрывная блондинка. Берлинский синдром. Во всем виноват енот. Дюнкерк. Война планеты обезьян. Долгий путь Билли Линна в перерыве футбольного матча. Человек-паук: Возвращение домой.
14.09 АНЕКДОТЫ: шутки про интернет и компьютер - 303 стр., про политоту - 69 стр., про рекламу - 190 стр., про кино - 121 стр.
13.09 КИНОСТАТЬИ: Там, где нас нет: итоги Венецианского кинофестиваля. 10 лучших кинофильмов, снятых по мотивам книг Стивена Кинга. Вместо сердца - пламенный мотор: 10 главных киборгов мирового кино. Самые высокооплачиваемые актеры и актрисы 2017 года. Фильмы, пережившие масштабные пересъемки. О зверях и людях: кинофестиваль Fantasia-2017. Непрощенный: 25 лет со дня премьеры. Никаких супергероев: 10 нетипичных кинокомиксов. Фильму "Универсальный солдат" 25 лет. Герои поражения: фильмы о военных неудачах. Сатурн-2017. Краткая история трансформеров.
06.09 ОБЪЯВОЧКИ: страница 50.
04.09 НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ: 115 страница холок и морок разной степени свежести.

ГЛАВНАЯ: Знаменательные даты, события разной степени важности, интересные факты из мира литературы и кино – всё это обновляется на главной странице ежедневно, а лента приколов – обычно по рабочим дням.
С 16 по 25 сентября на сайте небольшой творческий отпуск.

Самые популярные разделы форума:

Флудильня: разные темы, от "Придумайте название" до приколов типа "Скрипка-Лиса"
События в мире: новости из разных источников, иногда просто приколы и маразмы.
Ляпы в зарубежных фильмах: Обсуждение статей соответствующей рубрики на сайте.
Экспериментальная рубрика: Любителям поспорить в комментах и т.п.

Rambler's Top100 © 2017 Генрих Лиговский     Правила сайта
Наверх
Назад