Это «Нелюбовь»:
European Film Award 2017
В минувший уик-энд в Берлине состоялось очередное, 30-е по счету, вручение премий Европейской киноакадемии. И сразу стало заметной вехой в истории данной награды. Церемония ознаменовалась тем, что присутствие российских кинематографистов в числе призеров на сей раз было довольно заметно...
Квадратиш, практиш, гут
Вообще, расклад по лауреатам в этом году явно напоминал Каннский. Европейские киноакадемики не стали изобретать велосипед и выдали основные награды фестивальным фаворитам. Никаких эксцентричных и спорных решений, баламутящих народ — только благородное академическое занудство, только хардкор!
Так, основным бенефициаром вечера стала социальная сатира шведа Рубена Эстлунда «Квадрат», критикующая буржуазное ханжество и мещанский конформизм — на примере отношения к современному искусству, возводящему на пьедестал духовности всякую дребедень и примитив. Картина победила в шести номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая комедия», «Лучший режиссер», «Лучший актер» (Клаас Бант), «Лучший сценарий» и «Лучшая работа художника-постановщика». Надо сказать, такая щедрость в отношении «Квадрата» — заслуженная она или нет — все же признана многими перебором, так как оставила без трофеев много иных достойных кинопроектов.
Северная русская тоска
Что касается «наших», предсказуемо «выстрелила» на EFA-2017 «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Западные синефилы находят в его угрюмых драмах из неустроенной русской жизни специфическую отраду и продолжают видеть наследника Андрея Тарковского (зря, конечно). Так что чему удивляться: мрачное полотно про распад семьи и его кошмарные последствия завоевало красивые золоченые статуэтки в категориях «Лучшая музыка» (Евгений и Саша Гальперины) и «Лучшая работа оператора» (Михаил Кричман).
Кроме того, почетная премия Европейской киноакадемии за достижения на творческом пути была вручена российскому режиссеру Александру Сокурову. Она присуждена в качестве признания уникального вклада мэтра в мир кино. К слову, еще одна почетная награда за жизненные достижения отошла по итогам церемонии к французской актрисе и постановщице Жюли Дельпи.
Для души и тела
Лучшей актрисой была признана Александра Борбей в венгерской драме «О теле и душе». Эта лента Ильдико Эньеди, ранее завоевавшая «Золотого медведя» Берлинского фестиваля за лучший фильм, повествует о непростых взаимоотношениях финдиректора предприятия и аутичной инспекторши по качеству.
Польско-британский мультфильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» (о жизни и творчестве художника Винсента Ван Гога, разумеется), нарисованный в необычной и чрезвычайно трудоемкой технике — масляными красками, был назван лучшим анимационным проектом.
Ну а приз FIPRESCI «Открытие года» взяла костюмная драма Уильяма Олдройда «Леди Макбет» с Флоренс Пью в титульной роли. Что любопытно, это не очередное переложение пьесы Уильяма Шекспира, а экранизация очерка русского классика Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», чье действие перенесено в старую добрую Англию середины XIX века.
Что еще? Лучшие костюмы европейские киноакадемики нашли в притче ветерана польского кино Агнешки Холланд «След зверя», лучший монтаж — в драме Робина Кампийо «120 ударов в минуту» на тему борьбы со СПИДом. Лучший звук — в подростковой фантазии испанца Хуана Антонио Байоны «Голос монстра». А лучшие грим и прически — в голландском феминистском вестерне Мартина Кулховена «Преисподняя».
Бегство из Европы
Любопытно, что приз зрительских симпатий достался картине, на которую эксперты вовсе не ставили. Речь идет о меланхоличном байопике немки Марии Шрадер «Стефан Цвейг», сюжет которого вращается вокруг эмиграции знаменитого писателя из родной Австрии в Новый Свет, когда литератор приходит к осознанию, что его страну вскоре поглотит нацистская Германия.
Ну а в категории документальных фильмов викторию одержала польская лента «Общение» Анны Замецкой. Это реальная история рано повзрослевшей 14-летней Олы, пытающейся скрепить свою дисфункциональную семью, члены которой — безответственный отец, брат-аутист и «приходящая» мать.
Наконец, приз за лучшую короткометражку получил испанец Хуанио Хименес Пенья за 15-минутную новеллу «Таймкод» — лаконичную драму из жизни разнополых охранников автомобильной парковки, встречающихся только при сдаче смены.
14.12.2017
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|