В тени скандала:
European Film Awards-2019
В минувший уик-энд в Берлине состоялось очередное, 32-е по счету, вручение наград Европейской киноакадемии. Оно было омрачено предшествовавшим ему скандалом с обвинением Романа Полански в изнасиловании — неудивительно что его историческая драма «Офицер и шпион» предсказуемо пролетела мимо призов...
Одна за всех
В 2018 году чемпионом EFA стало черно-белое ретро Павла Павликовского «Холодная война», победившее в 5 номинациях. В текущем сезоне главный бенефициар церемонии сорвал куш побольше. Им оказалась историческая трагикомедия с пророческим названием «Фаворитка», завоевавшая 8 наград. Едкое кино про интриги при дворе английской королевы Анны взяло трофеи в категориях: «Лучший фильм», «Лучшая комедия», «Лучшая режиссура» (Йоргос Лантимос), «Лучшая актриса» (Оливия Колман). «Лучшая операторская работа» (Робби Райан), «Лучший монтаж», «Лучшие костюмы» и «Лучшие грим/прически».
Спору нет, «Фаворитка» — отличная лента, но даже противники Романа Полански признают, что его «Офицер и шпион» как минимум не хуже. И пролившийся на картину Лантимоса премиальный дождь — прямое следствие того, что киноакадемики трусливо дистанцировались от опального польско-французского мэтра, выдавшего на 87-м году жизни одну из сильнейших работ в карьере.
Нет практически никаких сомнений: кино Полански сознательно «зарубили» на EFA, дабы избежать проблем с общественным мнением. Людей можно понять: лишние скандалы на фоне нарастания напряжения в обществе никому не нужны. Однако несправедливость, проявленная к одному из лидеров европейского кинематографа, слишком очевидна, чтобы ее так просто игнорировать.
Между болью и славой
Жесткое доминирование «Фаворитки», одержавшей викторию в восьми номинациях из девяти, в которых она была выдвинута, оставило прочим кандидатам в лауреаты сущие крохи с барского стола.
Так, драма Педро Альмодовара «Боль и слава», в которой знаменитый испанец отрефлексировал собственную жизнь в искусстве, получила два приза: за лучшего актера (Антонио Бандерас) И лучшую работу художника-постановщика.
Две награды и на счету французской ленты «Портрет девушки в огне». Историческая лесби-драма Селин Сьяммы была премирована за лучший сценарий и удостоена специальной награды University Awards.
Прочие фильмы, отмеченные на EFA, ограничились единичными победами. Лучшим анимационным проектом стал испанский арт-мультфильм Сальвадора Симо «Бунюэль в лабиринте черепах». Лучшая документальная лента — англо-американский фильм «Ради Самы» о женщине, выживающей с Ребенком в руинах сирийского Алеппо.
Лучшим телепроектом академики признали немецкий сериал «Вавилон-Берлин», роскошное ретро про эпоху заката Веймарской республики. Еще одна немецкая картина «Крушители системы» о девочке-бунтарке была награждена за лучшую музыку (Джон Гюртлер).
Россия не видна
Немного особняком стоит уругвайский фильм «Ночь длиной в 12 лет», угодивший в конкурс благодаря наличию европейского финансирования. Драма на тему военной диктатуры в Уругвае 70-х годов XX века взяла трофей за лучший звук.
Что касается лучших спецэффектов, то их нашли в сюрреалистической кинопритче шведского классика Роя Андерссона «О бесконечности». Ну а приз ФИПРЕССИ с формулировкой «Европейское Открытие» завоевала французская драма «Отверженные», основанная на истории о массовых беспорядках в Париже в 2005 году.
Осталось отметить тех, кому вручили специальные и почетные награды European Film Awards-2019. Премию за европейский вклад в мировое кино получила французская актриса, лауреатка «Оскара» Жюльетт Бинош («Невыносимая легкость бытия», «Английский пациент»). Приз за достижения в карьер» ушел к немецкому режиссеру Вернеру Херцогу («Агирре, гнев божий», «Фицкарральдо»).
Российское кино в конкурсе было представлено послевоенной женской драмой Кантемира Балатона «Дылда», однако никаких наград она не стяжала. Что ж, эта картина оказалась в теплой компании других неудачикков, среди которых было немало достойных проектов. Например, без трофеев EFA остались итальянская драма про мафию «Предатель» Марко Белоккьо и датская семейная драма «Королева сердец». А изрядно нашумевшие новые фильмы Дэнни Бойла, Франсуа Озона, Клэр Дени, Агнешки Холланд и Оливье Ассаяса хоть и метили на выдвижение, вообще не попали в номинационные списки.
12.12.19
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|