Снова в онлайн-формате:
European Film Awards-2021

В прошлый уик-энд состоялось 34-е по счету вручение наград Европейской киноакадемии. Как и в 2020 году, его пришлось проводить в скучном формате онлайн-видеоконференции, ибо накал пандемии не спадает, и появление нового ковид-штамма сильно напугало устроителей мероприятия...
Эхо войны
Чутко реагируя на политические флюиды военной истерии, разлитые в воздухе, еврокиноакадемики назвали лучшим фильмом года произведение, резонировавшее с тревожной реальностью больше всего. А именно, боснийскую драму Ясмилы Жбанич «Куда ты идешь, Аида?» — об этнической резне в Сребренице 1995 года, случившейся на пике конфликта в Югославии. С учетом того, что сезоном раньше победила вполне себе зрительская трагикомедия про алкоголизм («Еще по одной»), а нынче — крайне жесткое кино про геноцид, тенденция несколько пугающая.
Приз за лучшую режиссуру предсказуемо достался госпоже Жбанич, а награду за лучшую женскую роль отдали снявшейся у нее известной сербской актрисе Ясне Джуричич. Впечатляющий хет-трик, не правда ли?
Что касается лучшей мужской роли, тут все было ясно с самого начала. Хоть мы и держали кулаки за нашего Юру Борисова, выдвигавшегося на премию за участие в роуд-муви «Купе номер шесть» финна Юхо Куосманена, его легко обошел Энтони/Хопкинс, фантастически исполнивший партию впавшего в маразм пожилого мужчины в нашумевшей франко-британской драме «Отец». К слову, этой же картине достался трофей за лучший сценарий (Флориан Зеллер, Кристофер Хэмптон).
На злобу дня
Награды за лучшую операторскую работу (Кристель Форнье) и лучшую музыку (Нилс Петтер Молвар, Петер Бретцманн) киноакадемики записали на счет австро-немецкой драмы «Великая свобода», повествующей о человеке, посаженном в тюрьму за нетрадиционную сексуальную ориентацию. Ну, без «повесточки» никуда.
Еще два приза получил датский «Побег» — причем в удивительном сочетании: за лучшие анимацию и документальный проект. Действительно, в фильме анимационными средствами воспроизводится реальная история беженца из Афганистана, хранившего тайну своего появления в Европе много лет.
Каннский победитель — французский боди-хоррор «Титан» — довольствовался на EFA лишь скромной премией за лучшие грим и прически. Отмеченный на Берлинском кинофестивале венгерский «Естественный свет» о судьбе мадьярских солдат на Второй мировой войне взял статуэтку за лучшую работу художника-постановщика. А за лучшие костюмы была награждена британская драма «Аммонит:» об отношениях охотницы за ископаемыми останками Мэри Эннинг и ее подруги и любовницы Шарлотты Мерчисон в XIX веке. Что касается трофея за лучший звук, то он достался норвежскому НФ-триллеру «Паранормальные» про детей со сверхспособностями.
А как насчет наших кинематографистов? Что ж, в Россию поехала награда за лучший монтаж. Ею отметили Мухарам Кабулову за ее работу в драме Киры Коваленко «Разжимая кулаки» о девушке из североосетинского городка, пытающейся вырваться из-под опеки чрезмерно авторитарного отца.
Классики и современники
Из фильмов, взявших статуэтки в категориях второго-третьего ряда, стоит отметить норвежского «Ниндзя-ребенка» на тему нежеланной беременности, удостоенного приза за лучшую европейскую комедию. Ну а премию за открытие года завоевала «Девушка, подающая надежды» с Кэри Маллиган — британский триллер об очень уж далеко зашедшей женской мести.
Пугающая исландская фантазия «Агнец» с Нуми Рапас про бездетную пару, усыновляющую существо с головой овцы, записала в актив победу в номинации «Лучшие спецэффекты». Наконец, лучшим короткометражным фильмом киноакадемики назвали документальную миниатюру «Мой дядя Тудор». Его сняла молдавская женщина-режиссер Ольга Луковникова, положившая в основу сюжета эпизод из своего детства, связанный с сексуальным насилием со стороны близкого родственника.
Осталось сказать слово о лауреатах, ставших обладателями почетных наград. Премию за карьерные достижения получила Марта Месарош — ветеран венгерского кино, режиссер и сценарист («Вторая жена», «Дневник для моих детей»). Приз за вклад в киноискусство вручили датчанке, режиссеру Сюзанне Бир («То, что мы потеряли», «Месть», «Птичий короб»). А специальную награду за инновационные приемы повествования заработал британец Стив МакКуин («Голос перемен»).
17.12.21
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|