Трамвайчик

   Главная
: Новости : Форум : Связь
Новые фильмы (все)
Суперсемейка (2018) - рецензияМир юрского периода 2- рецензияКак разговаривать... - рецензия
Новости киноляповФорумIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   
 ПРИКОЛЫ ПО ДНЯМ >


 
Околокиношные темы

Фауна «затерянного мира»:
динозавры на киноэкране


На прошлой неделе в прокат вышел фильм «Мир Юрского периода», который почти наверняка вернет в кино моду на динозавров. А значит, самое время вспомнить, как эти ископаемые ящеры торили свой путь на экраны — и каким образом мастера спецэффектов сумели оживить давно вымерших титанов...

Мезозой XX века

Надо сказать, допотопные пресмыкающиеся впервые пробились к кинозрителям на самой заре существования синематографа. Еще в 1914 году художник Уинзор Маккей нарисовал 5-минутный мультфильм «Динозавр Герти» про похождения обаятельной бронтозаврихи в современном мире. Создание ролика, потребовавшее ручной отрисовки более 10000 кадров, заняло у автора целый год.

Следующим прорывом в области визуальных эффектов стала экранизация романа Артура Конана Дойла «Затерянный мир», предпринятая в 1925 году Гарри Хойтом. С этим фильмом взошла звезда мастера комбинированных съемок Уиллиса О'Брайена, который использовал передовые для того времени модели динозавров. Эти куклы имели металлический шарнирный скелет, на котором крепилась резиновая плоть. Таким образом конечности, шея и хвост чудищ могли двигаться, что делало их пригодными для покадровой съемки. И хотя сейчас подобная техника выглядит архаичной, 90 лет тому назад она произвела фурор. Восхищенный Конан Дойл показал ее американским иллюзионистам, выдав за реальную хронику — и профессионалы купились, не распознав природы анимационных трюков!

Доисторическая свинья

Покадровая анимация на десятилетия стала самым популярным методом изображения невероятных существ в кино. И главным блокбастером этой эпохи следует признать «Кинг Конга» (1933). Пускай динозавры играли в нем лишь вторую скрипку, бой гигантской гориллы с громадным ящером ныне признается одной из классических сцен в истории спецэффектов.

К сожалению, со временем зритель становился более взыскательным, а четкость изображения все улучшалась. Поэтому ощутимая дискретность, рваность движений анимированных кукол начала бросаться в глаза и контрастировать с плавными, естественными движениями живых актеров в кадре. Наиболее остроумное решение проблемы предложили авторы фантастической картины «Миллион лет до нашей эры» (1940). Режиссер Хэл Роуч и его команда загримировали под динозавров реальных животных, придав им сходство с доисторическими монстрами с помощью накладок. Так, крокодилу приделали спинной гребень — и он превратился в диметродона. Трицератопса изобразила свинья, а тираннозавра вообще сыграл человек в костюме ящера! Некоторыми допотопными тварями без всякого грима стали увеличенные с помощью оптических приемов, реально существующие экзотические ящерицы.

Чтобы костюмчик сидел

Когда японцы снимали «Годзиллу» (1954), они вдохновлялись американским монстр-муви «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» (1953) — про морского плотоядного динозавра, которого пробуждают ядерные испытания, и он, в раздражении от столь бесцеремонной побудки, нападает на Нью-Йорк.

Эффекты в картине Эжена Лурье были основаны на покадровой анимации, однако соответствующих спецов в стране восходящего солнца не оказалось. Поэтому радиоактивного динозавра изобразил актер в тяжеленном резиновом костюме. Эта техника обрела такую популярность, что продолжала использоваться даже тогда, когда Годзиллу уже можно было нарисовать на компьютере. И даже совершенно неантропоморфных монстров вроде титанических морских звезд порой играли все те же артисты в нелепых костюмах. Ибо это освященная временем традиция — и черт с ним, с прогрессом и здравым смыслом!

Научный подход

А что насчет соцлагеря? Несмотря на то, что кинофантастика в СССР и его странах-сателлитах находилась в некотором загоне, свои достижения по анимации динозавров имели место и в этом случае.

Пионером можно считать чешского мастера спецэффектов Карела Земана. В 1955 году он оживил доисторических тварей в замечательной подростковой ленте «Путешествие к началу времен», в которой четверо пацанов в ходе плавания по реке попадают в далекое прошлое Земли. Выделяет это кино из ряда прочих не уже прекрасно знакомая зрителям покадровая съемка и замечательные декорации эпохи мезозоя, а строгая научность в изображении реалий далеких геологических эпох — в Голливуде такой щепетильностью не страдали.

Допотопная механика

Чем еще подкупил зрителей Земан в «Путешествии к началу времен», так это реалистичными макетами динозавров с элементами механического управления. Чучела животных двигались естественнее, хотя о полной имитации жизни речи не шло.

К сожалению, в СССР к спецэффектному кино относились наплевательски. Динозавры студийным чиновникам были не нужны. Максимум, что попадало на экран — сказочные монстры вроде Змея Горыныча в «Василисе Прекрасной» (1940). А ведь многоглавый ящер был настоящим чудом инженерной мысли, не имевшим аналогов! Змея собрали под надзором режиссера Александра Роу на Экспериментальном заводе игрушек в Загорске. Его размеры впечатляют и поныне — 11 метров в длину и 5 в высоту. Горыныча приводили в движение 20 техников, обеспечивавших согласные маневры голов, шей, туловища и хвоста колоссальной твари изнутри.

Еще стоит отметить фильм Павла Клушанцева «Планета бурь» (1961) о полете на Венеру, где космонавты обнаруживали созданий, похожих на земных динозавров. Гений комбинированных съемок, Клушанцев придумал метод анимации, сочетавший покадровые съемки и механический привод, однако на родине его идеи не нашли продолжателей. Зато вдохновили целую плеяду западных авторов, включая Стэнли Кубрика и Джорджа Лукаса, считавших Павла Владимировича своим учителем.

Двойной прорыв

А меж тем в Голливуде наметился явный технологический застой по части оживления в кадре всяких фантастических тварей. Режиссеры отточили знакомые им техники до максимального совершенства и уперлись в стену. Ремейк «Миллиона лет до нашей эры» (1966) Дона Чаффи и «Вожди Атлантиды» (1978) Кевина Коннора еще впечатляли искусным сочетанием покадровой анимации с размывающим дискретность движений блюр-эффектом и кукол с ручным приводом. Но было понятно, что нужны некие новаторские решения, старые методы на глазах превращались в архаику.

Что ж, качественного прорыва пришлось ждать до начала 90-х, когда Стивен Спилберг решил экранизировать роман Майкла Крайтона «Парк Юрского периода». Изначально режиссер заручился поддержкой гуру спецэффектов Стэна Уинстона, который добился огромных успехов в области аниматроники и создал полноразмерных электронных динозавров — фактически роботов, но управляемых извне с помощью телемеханики. Благодаря миниатюрным сервоприводам эти чудища довольно натурально двигались, мигали и разевали страшные пасти.

Но тут Спилберга ожидал еще один приятный бонус: компьютерщики из компании ILM объявили ему, что достигли необходимого уровня достоверности в изображении ящеров с помощью цифровой графики. И представили доказательство: ролик, в котором 3D-модели монстров были искусно вписаны в настоящий пейзаж.

В итоге для общих планов «Парка» была использована компьютерная графика, на крупных же и средних планах «работали» аниматронные куклы. А велоцирапторов с их слегка антропоморфными пропорциями в ряде сцен изображали люди в специальных костюмах-«шкурах».

Куда дальше?

Как известно, «Парк Юрского периода» (1993) произвел такой фурор, что вплоть до выхода «Титаника» (1997) прочно занимал место самого кассового блокбастера в истории. И спровоцировал бурное развитие 3D-графики, которая за прошедшие с тех пор годы превратилась в основной универсальный инструмент создания визуальных эффектов в кино.

Правда, этот триумф технологий также означает и новый застой. Все профильные специалисты теперь заняты лишь шлифовкой и доводкой тех методик, что были изобретены на заре 90-х. Да, за это время примитивная скелетная анимация (по ключевым опорным точкам компьютерной модели) уступила место более сложной «мускульной» схеме. А техника захвата движений позволила играть динозавров даже людям — ряд сцен в новом «Мире Юрского периода», в том числе сцена, где герой Криса Прэтта мчится на байке по джунглям в компании рапторов, снята именно так (рапторов изобразили бегуны в специальных костюмах с головами ящеров на шлемах). Но принципиальных новаций в том нет.

Так что же сможет обеспечить очередной прорыв в области эффектов? Ну, есть одна мысль... Раз уж в мире науки сейчас рулят генетики, почему бы им не вырастить наконец настоящих динозавров? И все, можно снимать самое реалистичное кино в мире. Шутка. А может, и нет.


19.06.15
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 2015

Страницы: |06| |05| |04| |03| |02| |01| |Все|


Информация в этом блоке размещается на правах рекламы:
Назад Наверх  

Последние обновленные разделы сайта:

17.06 ПРИКОЛЫ-МАРАЗМЫ: перлы комментаторов ЧМ-2018 - 1 стр.,
16.06 АНЕКДОТЫ: про интернет и компьютер - 310 стр., про политоту - 109 стр., про кино - 126 стр., шутки про рекламу - 191 стр., на тему "А скажи что-нибудь на своем..." - 1 стр.
15.06 КИНОСТАТЬИ: Люди Игрек: 10 необычных лент о супергероях. Прогулки с динозаврами: «Парку юрского периода» - 25 лет. Итоги Каннского фестиваля 2018. 10 грядущих ремейков, которые стоит посмотреть. Эпоха богов и монстров: будущее кинопроектов Marvel. Фильмы по книге "Доктор Джекилл и мистер Хайд": 10 необычных киноадаптаций. Потенциальные летние блокбастеры 2018 года, которые стоит посмотреть. Премия «Ника»-2018: нелюбовное настроение. Ромео и Джульетта: фильму Франко Дзеффирелли - 50 лет. По реке плывет топор, или Снова о ляпах в большом кино. Оскар-2018: мексиканцы атакуют! По довлатовским местам: итоги Берлинского МКФ. Кинопремия BAFTA-2018.
14.06 КИНОЛЯПЫ: Тихое место. Tomb Raider: Лара Крофт (2018). Ошибки в документальных фильмах. Черная пантера. Приключения Паддингтона 2. Красный воробей. Тайна Коко. Джуманджи: Зов джунглей. Тор: Рагнарек. Бегущий по лезвию 2049. Драка в блоке 99. Форма воды. Пила 8. Оно. Последний богатырь. Стражи Галактики 2. Пираты Карибского моря 5: Мертвецы не рассказывают сказки. Исходный код. Ветреная река. Логан. Малыш на драйве. Телохранитель киллера. День патриота.
13.06 РЕЦЕНЗИИ: Мир юрского периода 2. Как разговаривать с девушками на вечеринках. Истории призраков. Круги дьявола. Черновик. Конченая. Хан Соло: Звездные Войны - Истории. Дэдпул 2. Красавица для чудовища. Такси 5. Дыши во мгле. Остров собак. Собибор. Мстители: Война бесконечности. Логово монстра. Леонардо: Миссия Мона Лиза. Рэмпейдж. Тихое место. Гоголь: Вий. Жажда смерти. Не в себе. Первому игроку приготовиться. Тебя никогда здесь не было. Тихоокеанский рубеж 2. Кролик Питер. Леди Берд. Пассажир. Излом времени. Купи меня. За гранью реальности. Все деньги мира. Призрачная нить. Секретное досье.
11.06 НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ: 126 страница приколов и баянов разной степени свежести и тяжести.

ГЛАВНАЯ: Знаменательные даты, факты из мира искусства, литературы и кинематографа - все это обновляется на сайте ежедневно, а лента приколов – по рабочим дням. Также на главной есть новости, не всегда попадающие в архивы и не связанные с остальными разделами.

Самые популярные разделы форума:

Флудильня: разные темы, от "Придумайте название" до приколов типа "Скрипка-Лиса"
События в мире: новости из разных источников, иногда просто приколы и маразмы.
Ляпы в зарубежных фильмах: Обсуждение статей соответствующей рубрики на сайте.
Экспериментальная рубрика: Любителям поспорить в комментах и т.п.

Rambler's Top100 © 2018 Генрих Лиговский     Правила сайта
Наверх
Назад