«Подъем с глубины»:
25 лет со дня премьеры
Мощное развитие компьютерных спецэффектов в самом конце XX века возродило жанр монстр-муви. Если раньше всяких чудищ в фильмах играли актеры в страшных костюмах, теперь на экран вышли гротескные негуманоидные твари. Такие, как цифровой кайдзю в НФ-боевике «Подъем с глубины» (1998)...
Звезды или щупальца?
В середине 90-х режиссер Стивен Соммерс, снявший «Приключения Гекльберри Финна» (1993) и «Книгу джунглей» (1994), активно пытался выйти за рамки амплуа экранизатора детской классики и отгрохать блокбастер, придуманный им самим. У него как раз имелся черновой сценарий под названием «Щупальце» про войну с жутким подводным чудовищем. Соммерс быстро его дописал и предложил студии Hollywood Pictures, где числился в штате. Там его идеи встретили без энтузиазма, но кинематографист обещал ужаться в бюджет в $50 млн, и продюсеры рискнули.

Из-за урезанной сметы пришлось отказаться от идеи взять на главную роль капитана-авантюриста Финнегана большую звезду. Тем более, от участия в картине успел отказаться Харрисон Форд. Не вышло заманить на партию комического персонажа второго плана Джоуи Пантуччи и Джима Керри. Керри за пару лет препродакшна стал такой большой звездой, что соглашался только на главные роли. Так что вместо Форда пригласили недорогого Трита Уильямса, а шутником на втором плане согласился поработать Кевин Дж. О'Коннор.
Центральную женскую роль прочили британке Клэр Форлани, с которой Соммерс работал на «Приключениях Геклъберри Финна». Увы, актриса почти сразу разошлась с ним во взглядах на героиню, воровку Триллиан Сент-Джеймс, и была уволена на третий день съемок. Ее оперативно заменили на Фамке Янссен, прославившуюся после участия в боевике «бондианы» «Золотой глаз» (1995).
Выпуская кракена
Камеры на проекте, названном «Подъем с глубины», включились 12 июня 1996 года. 90% сцен сняли в павильоне: в огромном ангаре на канадской студии The Bridge возвели декорации круизного лайнера «Аргонавтика», подвергнувшегося атаке гигантского спрута с зубастыми щупальцами.

За дизайн монстра отвечал великий Роб Боттин, работу которого в фильме «Нечто» (1982) постановщик очень ценил. Правда, имелась одна проблема. Боттин отлично разбирался в практических спецэффектах, а вот о компьютерной графике имел слабое представление. Из-за этого взаимодействие между его командой, отвечавшей за проявления активности чудища на крупных и средних планах и парнями из Industrial Light & Magic, рисовавшими, буйство кракена на планах общих, страдало от несогласованности. В итоге, когда 18 октября съемки завершились, постпродакшн растянулся еще на целый год. Многие сцены пришлось выкинуть при монтаже, так как выяснялось, что в них нельзя должным образом вписать задуманные действия кошмарного кайдзю.
Несмотря на многочисленные технические сложности, сами съемки прошли легко и весело. В основном из-за Соммерса — человека обаятельного, компанейского и неконфликтного. Актеры своего босса обожали, а Кевин Дж. О'Коннор стал его близким другом. Неприятные воспоминания о фильме остались лишь у Уэса Стьюди (пират Хановер) — тот сильно порезал руку на площадке.
Жертва «Титаника»
Проволочки с постпродакшном заставили продюсеров отказаться от плана выпустить «Подъем с глубины» в сезон летних блокбастеров 1997 года. А это был ключевой момент маркетинговой стратегии, ведь финал ленты намекал, что у нее будет продолжение, ибо студия хотела, чтобы в сиквеле герои столкнулись с Кинг Конгом. Однако Walt Disney, владевшая Hollywood Pictures, идею монстр-кинофраншизы со «взрослым» рейтингом резко невзлюбила.
В результате интриг на высоком уровне премьеру фильма сдвинули на «мертвый сезон» — 30 января 1998 года. Это был явный признак, что начальству фильм не нравится, и оно просто заткнуло им щель в графике релизов, не надеясь на его коммерческий успех. Что ж, «Подъем с глубины» в самом деле провалился, заработав всего $11,2 млн. Не столько из-за своего качества (оно было очень приличным), сколько из-за рвавшего в то время всех соперников «Титаника» (1997). Зато с годами лента стала культовой и прекрасно продавалась на кассетах и дисках. А разочарованный тем, что студия оставила его детище без поддержки, Соммерс перешел на Universal, где уже через год снял хитовую «Мумию» (1999).
01.02.23
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|