В тени «Мегалополиса»:
итоги Каннского кинофестиваля

25 мая завершил работу 77-й Каннский кинофестиваль. Над его конкурсной программой распростер гигантскую тень эпик 85-летнего Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис», ставший самым обсуждаемым фильмом смотра. Но именно эта фантастическая притча за $120 млн с кучей звезд не получила ничего...
Лауреат с русским акцентом
Режиссер «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня» явно вложил в «Мегалополис» душу, но, увы, утратил дар внятно излагать мысли. Оттого проект Копполы, который в аллегорической форме говорит о борьбе художника с Системой за право гнуть свою линию, критики и зрители в целом не при-няли. Остается надеяться, что это был непризнанный шедевр, каковой оценят по достоинству в будущем.
В любом случае, не стоило выставлять такую монументальную картину на суд жюри во главе с Гретой Гервиг («Барби»), чьи интересы страшно далеки от того, что волнует пожилых корифеев. 40-летняя режиссер и актриса ценит романтические городские истории — и, конечно, «Золотую пальмовую ветвь» за лучший фильм взяла как раз такая лента.
Речь идет о драме американца Шона Бэйкера «Анора» про избалованного сына русского олигарха Ваню (Марк Эйдельштейн), который западает на стриптизершу с Брайтон-бич (Майки Мэдисон) и ради нее идет против воли родителей. Что любопытно, помимо Эйдельштейна, звезды фильма «Сто лет тому вперед», в Кино засветилось много наших артистов: Юра Борисов, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова.
Дамы – вперед
Гран-при Канн завоевала драма индианки Паял Кападиа «Все, что мы представляем как свет». Ее сюжет вращается вокруг двух медсестер из богадельни в Мумбаи, отправляющихся в совместное путешествие, которое становится судьбоносным для каждой из них.
Ну а Приз жюри достался комедии «Эмилия Перес» француза Жака Одиара. Речь в картине идет о женщине, помогающей главе наркокартеля сменить пол, дабы скрыться от властей и подельников. Все актрисы проекта — Адриана Пас, Селена Гомес, Карла Гаскон, Зои Салдана — удостоились премии за лучшую женскую роль. Причем Гаскон, сыгравшая наркобарона, — первая транс-женщина, отмеченная в Каннах.
Лучшим же режиссером на кинофоруме признали португальца Мигела Гомиша. Он привез на набережную Круазетт «Большое путешествие», историю британца в Бирме начала XX века, который сбегает с собственной свадьбы. Вот только его невеста, твердо решившая выйти замуж, отправляется за ним в погоню.
Спецприз был выделен иранцу Мохаммаду Расулофу, представившему на суд жюри драму «Семя священною инжира». Героем ленты является консервативный судья (Мисса Зарех), подозревающий, что его жена и дочери, имеющие прогрессивные взгляды, тайно злоумышляют против него.
Остров фантазий
Премию за лучшую мужскую роль вручили американцу Джесси Племонсу за абсурдистский кинотриптих грека Иоргоса Лантимоса «Виды доброты». Он занят во всех трех новеллах альманаха. В первой актер играет мужчину, вовлеченного в токсичные отношения с благодетелем, во второй — супруга, решившего, что место его жены заняла некая тварь, в третьей — парня, втянутого в дикую интригу с сектантами и похищением собак.
Далее, трофей за лучший сценарий унесла француженка Корали Фаржа, поразившая публику фантастической драмой «Вещество» на тему женского старения. В ней Деми Мур храбро изображает фактически саму себя — увядающую голливудскую диву, ради сохранения молодости соглашающуюся на некую экспериментальную процедуру.
Что касается награды «Золотая камера» за лучший дебют, ее отдали норвежцу Хальвдану Ульману Тенделю, покорившему аудиторию драмой «Арманд» про разбирательство инцидента со школьной дракой двух шестилеток, возымевшего несоразмерные поводу последствия. Наконец, «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм обрела мини-драма хорвата Небойши Слиепчевича «Человек, который не мог молчать», сюжет которой основан на истории резни боснийцев в поезде Белград — Бар в 1993 года.
Увы, без призов остались творения грандов — фантастический хоррор Дэвида Кроненберга «Саван», байопик «Лимонов, баллада об Эдичке» Кирилла Серебренникова, драма на тему подступающей смерти «О, Канада» Пола Шредера и фантазия о городе Неаполе «Партенопа» Паоло Соррентино.
Остается добавить, что почетные «Пальмовые ветви» за вклад в развитие кино получили актриса Мэрил Стрип, аниме-студия Ghibli и режиссер Джордж Лукас.
30.05.24
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|