В предчувствии лета:
итоги Каннского кинофестиваля

Недавно завершил свою работу 76-й Каннский фестиваль — последний крупный смотр новинок авторского кино перед сезоном отпусков. Большинство критиков сошлись на том, что форум привлек много больших звезд, но показал мало фильмов, о которых люди будут вспоминать...
Европейский фэн-шуй
Жюри, которое возглавил призер прошлого года швед Рубен Эстлунд («Треугольник печали»), распределило трофеи как товары в «Икее» — по интуитивно понятному, но сложно объяснимому на словах фэн-шую с ароматом лета, ощущавшимся в кадре многих картин-лауреатов.
«Золотой пальмовой ветвью» за лучший фильм наградили судебный триллер «Анатомия падения» француженки Жюстин Трие — и это, кстати, всего третий случай в истории, когда главный приз Канн вручили ленте, поставленной дамой. Сюжет проекта вращается вокруг женщины (Сандра Хюллер), которую подозревают в убийстве мужа, но улики не очевидны, и битва адвоката с прокурором заходит в тупик.
Многие сочли решение жюри насчет «Анатомии падения» неудачным. Зато большинство одобрило то, что Гран-при достался нестандартной драме британца Джонатана Глейзера «Зона интересов» с той же Сандрой Хюллер к одной из основных ролей. Фильм описывает повседневную жизнь семьи коменданта концлагеря Освенцим Рудольфа Хесса, сквозь которую постепенно проступает формально остающийся за кадром кошмар нацистской машины массовых убийств.
Приз жюри получил еще один европеец — финн Аки Каурисмяки, привезший типичную для своего творчества комедийную драму «Опавшие листья» о пролетариях в поисках экзистенциальной почвы под ногами. На сей раз он сталкивает в кадре двух лузеров не первой молодости — уволенных сварщика (Юсси Ватанен) и работницу супермаркета (Альма Певсти), переставших быть нужными обществу, но, возможно, способных стать нужными друг другу.
Темная сторона школы
Премией за лучшую режиссуру отметили вьетнамца Чана Ань Хунта — правда, за работу, снятую во Франции и с французскими актерами. Его пленительное ретро «Рагу Додена Буффана» с Бенуа Мажимелем и Жюльетт Бинош в ролях гурмана и поварихи XIX века, чья взаимная любовь проявляется в создании кулинарных шедевров, пронизано лучами летнего солнца и больше всего понравилось обычным зрителям.
Приз за лучшую мужскую роль получил японец Кодзи Якусе, сыгравший в элегической драме немецкого классика Вима Вендерса «Прекрасные дни» о пожилом уборщике, который находит удовольствие от осени жизни в приятных, но мало кем замечаемых мелочах. А за лучшую женскую роль наградили турчанку Мэрвэ Диздар. В драме Нури Бильге Джейлана «О сухой траве» она создала образ учительницы, помогающей коллеге-мужчине обрести душевное равновесие после несправедливого обвинения в харассменте.
Лучшим сценарием жюри сочло работу Юдзи Сакамото в психологической драме Хирокадзу Корээды «Монстр» на тему мальчишеской дружбы, которую омрачает темная история с рукоприкладством в средней школе. Хитро закрученный сюжет картины заставляет историю оборачиваться то социальной сатирой, то мелодрамой взросления, а то и детективом.
Американский постскриптум
Приз «Золотая камера» за лучший дебют достался вьетнамцу Фаму Тхьен Ану за фильм «Внутри желтого кокона» — драму на классическую тему возвращения человека в родные края, где все изменилось за время его отсутствия (кроме теней травмирующего прошлого, от которых так просто не избавиться).
«Золотую пальмовую ветвь» за лучшую короткометражку дали анимационной новелле «27» венгерской кинематографистки Флоры Анны Буды. В центре сюжета мини-фильма — судьба женщины, в свой 27-й день рождения попадающей в пьяное ДТП, что дает героине повод переосмыслить свое инфантильное существование.
Наконец, в программе «Особый взгляд» главную премию вручили драме британки Молли Мэннинг Уокер «Как заниматься сексом», которая рассказывает о летних похождениях трех девушек-подростков в преддверии вступления во взрослую жизнь.
Осталось добавить, что хотя американцы в этом сезоне дружно пролетели мимо наград, включая Уэса Андерсона с ансамблевой ретрокомедией «Город астероидов» и Тодда Хейнса с драмой «Май, декабрь», это частично компенсировали почетные «Золотые пальмовые ветви» за вклад в кинематограф — их получили звезды из США Майкл Дуглас и Харрисон Форд.
02.06.23
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|