Время «Паразитов»:
итоги Каннского кинофестиваля
Завершившийся на днях 72-й Каннский кинофестиваль вызвал заметное недовольство профильной прессы и фестивальной публики. Хотя почти все одобрили фильм, взявший главный приз, многие решения жюри оказались спорными. Среди журналистов, освещавших церемонию награждения, то и дело раздавался неодобрительный свист...
Новые имена, старые проблемы
Недовольство итогами кинофорума связывают с личностью режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту, возглавившего жюри. Он с самого начала обозначил свои приоритеты в отборе Лауреатского материала: больше новых имен и социальной проблематики. И поступил именно так, как собирался.
«Золотую пальмовую ветвь» за лучший фильм получила южнокорейская лента Пон Джун-хо «Паразиты». По меткому определению автора, это «комедия без клоунов и трагедия без злодеев». Речь в картине идет о семье ушлых бедняков, постепенно захватывающих дом богачей, к которым герои попали по найму.
Гран-при достался дебютной драме «Атлантика» сенегалки Мати Диоп. Это довольно бесхитростная и, прямо скажем, скучноватая лента на актуальную тему миграции в Европу — правда, с внезапным уклоном в мистику с призраками. В общем, Иньярриту и компания оценили, а зрители не очень.
Приз жюри в этом году поделили между «Отверженными» чернокожего француза Ладжа Ли и «Козодоями» бразильцев Жулиано Дорнеля и Клебера Мендонса Фильо. «Отверженные» хоть и цитируют одноименный роман Виктора Гюго, представляют собой оригинальное кино про один день из жизни парижского района Монфермей, где происходит понятно что — криминал, мигранты, полицейское насилие, критика властей и т.д. Что касается «Козодоев», то это почти боевик про глухое селение, жители которого изобретательно отражают внешнюю агрессию.
Не рай — просто Канны
Курс на открытие новых имен дал сбой в одном случае. Лучшими режиссерами на фестивале были признаны заслуженные братья Жан-Пьер и Люк Дарденн, снявшие ленту «Молодой Ахмед». Их новый фильм поднимает тему исламского экстремизма, вполне злободневен, но до лучших творений тандема не дотягивает.
На лучшего режиссера больше тянул Педро Альмодовар с фильмом-завещанием «Боль и слава», в котором великий испанец подводит итоги своего творческого пути. Однако вместо этого жюри вручило награду за лучшую мужскую роль в этой драме Антонио Бандерасу — актеру видному, любимому, но не фестивального калибра.
Впрочем, решение отдать приз за лучшую женскую роль Эмили Бичем (фантастическая притча «Малыш Джо») было гораздо хуже. Стерильная история про дамочку — генного инженера, растящую цветок, который делает людей счастливыми зомби, получила самые низкие оценки каннских критиков.
Ну а награда за лучший сценарий ушла к француженке Селин Скьямме за «Портрет молодой женщины в огне» — лесби-драму о Запретной любви художницы и натурщицы в XVIII веке.
Также Специального упоминания жюри удостоилась комедия Элиа Сулеймана «Должно быть, это рай» — умеренно эксцентричное и занятное кино «за жизнь», напоминающее советские фильмы с колоритных национальных окраин, особенно грузинские и армянские. Кино не шибко фестивальное, зато зрительское, приятное.
Наконец, премию «Золотая камера» за лучший дебют получила драма «Наши матери» режиссера Сизара Диаза из Гватемалы. Ее сюжет строится на описании печальных последствий гражданской войны.
Плохой день для маститых
Российское присутствие в Каннах обеспечила картина «Дылда» Кантемира Балагова, участвовавшая в программе «Особый взгляд». И она не осталась без трофеев. Фильм про женщин-фронтовичек, пытающихся наладить жизнь после войны, завоевал приз международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ, к также приз за режиссуру. Неплохо, что сказать.
Кому не позавидуешь, так это признанным мэтрам, которые привезли во Францию весьма достойные работы, но остались ни с чем. Прежде всего это касается Квентина Тарантино с его эпохальным ретро «Однажды в Голливуде». Но и за Джима Джармуша обидно, хотя его зомби-комедия «Мертвые не умирают» слишком легкомысленна для такого пафосного смотра, как Каннский.
В пролете оказался и живой классик Терренс Малик с антифашистской драмой «Тайная жизнь». Неоцененным остался гангстерский байопик «Предатель» итальянца Марко Белоккио, повествующий о мафиози-отступнике Томмазо Бушетта.
30.05.19
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|