Пир во время чумы:
итоги Берлинского кинофестиваля
Из-за пандемии коронавируса отменяют одно мероприятие за другим, но 70-й Берлинский кинофестиваль отработал от звонка до звонка. Жюри кинофорума во главе с Джереми Айронсом не поддалось панике и в минувший уик-энд подвело итоги вдумчивой 11-дневной работы. И вот какими они оказались...

О природе Зла
В этом сезоне у Берлинале новые директора — Карло Шатриан и Мариэтт Риссенбек, сменившие на этом посту Дитера Косслика. Поэтому ожидалось, что курс предыдущего хозяина смотра, который демонстрировал приверженность к социальному оптимизму и интерес к «зрительскому» кино, ждут корректировки в сторону увеличения квот на проблемный артхаус и всякие инклюзивно-гендерные проекты. Что ж, примерно так и вышло, хотя ощущения, что кто-то резко переложил руль, нет — вердикт-то выносит Независимое жюри. И все ж некое изменение общей атмосферы заметно; многие критики высоко оценили те фильмы, которые отметила команда Айронса.
Главную награду — «Золотого медведя» за лучший фильм — получила драма иранца Мохаммада Расулофа «Зла не существует», история четырех мужчин, каждый из которых так или иначе отстаивает личную свободу, будучи поставлен в обстоятельства тяжелого выбора. По традиции, власти страны не отпустили постановщика в Европу, оттого статуэтку вручили дочери кинематографиста.
Что касается Гран-при жюри, его выдали драме «Никогда, редко, тогда, всегда» американки Элизы Хиттман. Эта инди-картина про девушек-подростков, столкнувшихся с проблемой нежелательной беременности, одна из немногих, что понравилась и специалистам, и простым зрителям.
Русские наследили
Лучшим режиссером стал постановщик из Южной Кореи Хон Сан-су, представивший в Берлине «Женщину, которая убежала». Драма про супругу, воспользовавшуюся отъездом властного мужа, чтобы выбраться к подругам, подкупила жюри «феминизмом с человеческим лицом».
«Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль взял итальянец Элио Джермано, сочно сыгравший в байопике «Я хотел спрятаться» психически нездорового художника Антонио Лигабуэ (1899-1965), признанного классика «наивного искусства». Ну а премию за лучшую женскую роль вручили немке Пауле Бер за мелодраму «Ундина», где ее героиня столкнулась с предательством мужчины и отреагировала на него по законам мифопоэтической логики, и
Приз за лучший сценарий ушел к итальянцам Дамиано и Фабио Роберто Д'Инноченцо за «Плохие сказки» — иммерсивную драму о накаленных отношениях двух семей из пригорода Рима. Что касается русского присутствия на кинофоруме, то львиная доля внимания СМИ досталась скандальной драме Ильи Хржановского и Екатерины Ортел «ДАУ. Наташа» из многосерийного метапроекта про советского физика Льва Ландау и жизнь в СССР времен Сталина. Авторов фильма сурово раскритиковали за бессмысленную жестокость и сексуальное унижение женщин на съемках (у нас ему не выдали прокатного удостоверения — собственно, как раз за это). Тем не менее, фильм удостоился «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения. Правда, получил статуэтку немец — оператор Юрген Юргес.
Без геев никуда
Специальный «Серебряный медведь» Берлинале достался Бенуа Делегату и Густаву де Кервену, создателям франко-бельгийской комедии «Удали историю» с Бенуа Пульвордом, в иронической форме повествующей об опасностях распространившихся в быту интернет-технологий.
Награда же за лучший неигровой проект отошла к камбоджийцу Рити Панху, участвовавшему в конкурсе с «Облученными», документальной драмой о том, как эхо войны продолжает действовать на людей спустя годы после пережитого ужаса. Еще одна документальная работа «Добро пожаловать в Чечню» завоевала приз зрительских симпатий в программе «Панорама». Лента, снятая американцем Дэвидом Франсом, посвящена теме преследований геев на Северном Кавказе.
Остается добавить, что почетные премии в текущем сезоне почти демонстративно выдали только женщинам. Так, «Золотой медведь» за жизненные достижения присудили русской англичанке, лауреатке «Оскара» Хелен Миррен. А почетной «Камеры Берлинале» за вклад в кинематограф удостоилась немка Ульрике Оттингер, режиссер и этнограф, которая удачно сочетала долгую карьеру в искусстве с лесбийским образом жизни. Судя по всему, в повестке современных кинофестивалей такие комбо будут цениться все больше.
05.03.20
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|