Закрытый показ:
итоги Берлинского кинофестиваля

В этом году из-за пандемии Берлинский кинофестиваль прошел в урезанном формате. Никаких показов для простой публики, фильмы смотрят онлайн только профессионалы индустрии: продюсеры, дистрибьюторы, юристы, критики и члены жюри. И никаких церемоний вручения: лауреатов буднично объявили 5 марта...
Секс-скандал по-европейски
Отсутствие звездного шика и зрителей компенсировали достижениями равноправия. У жюри на сей раз не было председателя, женщин и мужчин в него ввели строго поровну (по три человека), и все до единого они равны по статусу (обладатели «Золотого медведя» Берлинале прошлых лет). Даже странно, что их не обязали просматривать конкурсную программу в одинаковой одежде — ну, может в будущем исправят и это упущение, хе-хе.
И кому же улыбнулась удача на 71-м по счету Берлинском кинофоруме? «Золотого медведя» за лучший фильм присудили довольно нестандартной картине — румынской социальной сатире Раду Жуде «Неудачный трах, или Безумное порно». Это трехчастная комедия, завязанная на истории утекшего в интернет интимного видео школьной учительницы. К слову, актеры в ней играют как и положено по ковидному фэн-шую — в медицинских масках.
Гран-при жюри достался японской ленте «Колеса удачи и фантазии» Рюсукэ Хамагути. Эта мелодрама состоит из трех новелл, так или иначе описывающих человеческие отношения. Акцент в ней сделан на очень интересно выстроенных диалогах, в которых хватает тонкой иронии.
Ну а просто Приз жюри ушел к немецкому фильму «Господин Бахманн и его класс» Марии Шпет. Это документальный проект, показывающий, как функционирует микрокосмос школьного класса для детей иммигрантов. Последние, заметим, несмотря на плохое знание немецкого языка, выглядят в кадре нормальными учениками, а не авангардом вторжения в ФРГ носителей чуждой культуры.
Год тендерных новаций
С «Серебряными медведями» за лучшие роли в 2021 году вышло, прямо скажем, неудачно. Все из-за того же стремления к тендерному равенству устроители упразднили деление при-зов по половому признаку. Теперь вместо лучших актера и актрисы вручают премии исполнителю главной роли и исполнителю роли второго плана. И неважно, мужчина это будет или женщина.
По факту получилось так, что оба трофея забрали дамы. За главную роль наградили немку Марен Эггерт, которая сыграла в фантастической драмедии «Я твой человек» женщину-лингвиста, согласившуюся протестировать неотличимого от обычного парня андроида — спутника для одиноких леди. Статуэтку же за второстепенную роль отправят Лилле Кизлингер. В венгерской драме «Лес, я вижу тебя везде» она исполнила партию девушки, страстно обвиняющей отца в смерти матери.
«Серебряного медведя» за режиссуру получил еще один представитель Венгрии Денеш Надь. Он выступил в Берлине с военной драмой «Естественный свет» о морально-этическом кризисе венгерских солдат, которых немцы отправляют ловить советских партизан во время Второй мировой войны.
Приз за лучший сценарий отдали Хону Сан-су из Южной Кореи. Его черно-белая драма «Вступление» на тему отцов и детей повествует о молодом корейце, приезжающем в Германию, чтобы встретиться со своим родителем-врачом.
Наконец, премию за выдающиеся художественные достижения завоевала мексиканская драма «Полицейский фильм» Алонсо Руиса Палашиоса — иммерсивная история про двух актеров, скрупулезно вживающихся в роли копов.
Кино с продолжением
В основной программе ощущался явный дефицит контента. Этим мы обязаны
перманентному локдауну в индустрии в 2020 году. Громких имен в конкурсе не хватало. Да и с мастерами, так скажем, второго ряда тоже было негусто.
Российские проекты на форуме отсутствовали в принципе, а американские засветились по самому минимуму — и то в менее важных программах вроде «Столкновений» и «Панорамы». На этом фоне было хорошо видно, что на текущем Берлинале выросла доля германских картин. Похоже, таким образом устроители хоть как-то пытались замаскировать недостаток работ из других стран.
На объявлении победителей, стоит заметить, фестиваль не закончился. Да, основная фаза с участием профессионалов прошла с 1 по 5 марта. Однако летом нас ждет продолжение. Если не случится вирусного форс-мажора, с 9 по 20 июня в Берлине пройдут показы фильмов-участников в кинотеатрах и на открытых площадках для всех гостей смотра.
17.03.21
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|