Спускаясь с «Дюны»:
кинопремия BAFTA-2022

В прошлое воскресенье в Лондоне в 75-й раз вручали высшую британскую кинопремию BAFTA. Наибольшее число номинаций — одиннадцать — было у масштабного научно-фантастического эпика Дени Вильнева «Дюна». И он же получил наибольшее число наград. Но самые престижные трофеи ушли к другим фильмам...
В группе лидеров
Размашистая сага по культовому роману Фрэнка Герберта завоевала 5 статуэток. «Дюна» победила в категориях «Лучшая работа оператора» (Грег Фрейзер), «Лучшая музыка» (Ганс Циммер), «Лучший звук», «Лучшие декорации» и, конечно же, «Лучшие спецэффекты» (DNEG). Эксперты считают, что картина имеет все шансы повторить эти достижения на «Оскаре».
Однако самые престижные награды достались психологическому вестерну «Власть пса», который был признан английскими киноакадемиками лучшим фильмом, а его постановщица Джейн Кэмпион — лучшим режиссером. Удушающая драма про тяжелые отношения двух братьев (Бенедикт Камбербэтч и Джесси Племонс), новоявленной супруги одного из них (Кирстен Данст) и ее женоподобного сына (Коди Смит-МакФи) серьезно испытывает терпение массового зрителя, зато приводит в трепет киноманов, взыскующих чрезмерных художественных тонкостей.
А вот черно-белая драма взросления «Белфаст» Кеннета Браны, которую считали одним из фаворитов вечера с ее 6 номинациями, внезапно выступила слабо, взяв лишь один приз — за лучший британский фильм. Что, заметим, уже выглядит немного двусмысленно, поскольку он скорее ирландский.
Еще один любимец критиков (и тоже история взросления, кстати) — «Лакричная пицца» — отметилась также скромно, ограничившись премией за лучший оригинальный сценарий, которую получил ее сценарист и режиссер Пол Томас Андерсон.
Их не знали в лицо
В актерских категориях удача улыбнулась лицедеям, в основном мало известным в России. За исключением Уилла Смита, который принял статуэтку за лучшую мужскую роль — амбициозного отца теннисисток Винус и Серены Уильямс в спортивно-биографической драме «Король Ричард».
Например, BAFTА за лучшую женскую роль ушла к Джоанне Скэнлэн, которая никогда в своей карьере не выдвигалась на крупные награды и даже на «Оскар» в этом году не претендует. Ее отметили за драму «После любви» о европейке, принявшей ради мужа-мусульманина ислам, которая узнает после его смерти, что тот имел вторую семью.
Премию за лучшую мужскую роль второго плана политкорректно вручили Трою Кацуру, инвалиду по слуху, сыгравшему в независимой драме Шан Хейдер «CODA: Ребенок глухих родителей». Кстати, эта же лента была награждена за лучший адаптированный сценарий. Ну а лучшей актрисой второго плана британские киноакадемики назвали чернокожую американку Ариану ДеБос в мюзикле Стивена Спилберга «Вестсайдская история», ранее получившую за эту роль «Золотой глобус». Также «Вестсайдская история» удостоилась приза за лучший кастинг.
К слову, есть ощущение, что под квоты в пользу темнокожих исполнителей расширили рамки такой номинации, как «Лучшая восходящая звезда». В ней викторию одержала афробританка Лашана Линч за роль в боевике «бондианы» «Не время умирать», едва ли подходящая под определение «восходящей звезды», ибо она активно снимается в кино уже добрый десяток лет. Более адекватной выглядит трофей для того же фильма с Дэниелом Крэйгом, выданный за лучший монтаж.
Евангелие не от «Луки»
Очень рутинным выбором выглядит присуждение премии за лучший анимационный фильм пышному, но простенькому мюзиклу «Энканто» студии Walt Disney — самому слабому претенденту из всех в текущем сезоне. Великолепный мультфильм «Лука» от Pixar так точно на голову выше был.
Лучший фильм на иностранном языке — японская драма «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути, повествующая об отношениях модного театрального режиссера и приставленной к нему девушки-водителя. Лучший документальный проект — «Лето соула» Амир-Халиба Томпсона, атмосферный рассказ о знаменитом (не у нас, понятно) Гарлемском фестивале культуры 1969 года.
Лучшие костюмы британские киноакадемики довольно предсказуемо обнаружили в диснеевской «Круэлле» с Эммой Стоун и Эммой Томпсон. А лучший грим и прически — в драме «Глаза Тэмми Фэй», в которой гуру мейкапа с пугающим профессионализмом превратили Джессику Честейн в точную копию мошенницы-телеевангелистки 80-х.
16.03.22
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|