Прекрасная чудачка:
фильму «Амели» — 20 лет
Как летит время! Кажется, только вчера мы познакомились с очаровательной парижанкой Амели Пулен, которая тайно вмешивалась в судьбы других людей, чтобы сделать их жизни лучше, как вдруг осознаешь: это случилось 20 лет назад. Именно тогда, 25 апреля 2001 года, французская комедия «Амели» вышла в свет...
Началось с «Пустяков»
Режиссер Жан-Пьер Жене всегда был одержим мелкими, но необычными моментами жизни. Он записывал всякие забавные случаи с 1974 года, и в 1989 году снял на основе некоторых из них короткометражку «Пустяки». Миниатюра имела успех, принеся постановщику премию «Сезар». Это заставило Жене задуматься: не снять ли что-то похожее в полном метре?

Как бы там ни было, к идее большого фильма по рецепту «Пустяков» автор смог вернуться лишь к началу XXI века. Решив закрутить сюжет вокруг чудаковатой девушки, помогающей людям о помощью точечных, но продуманных подпольных акций, он изначально видел в главной роли Эмили Уотсон. Эксцентричная, немного ребячливая и излучающая жертвенность англичанка произвела на него огромное впечатление в драме Лаоса фон Триера «Рассекая волны» (1996). Жене даже назвал героиню в ее честь — Амели (галльский аналог имени актрисы).
К сожалению, режиссера ждал облом. Выяснилось, Уотсон едва говорит по-французски — и с ужасным акцентом. К тому же она была сильно занята и не могла себе позволить уехать на длительные съемки. Проект оказался в подвешенном состоянии, но тут постановщик увидел Одри Тоту на афише ленты «Салон красоты «Венера» (1998). На нем актриса выглядела очень похожей на свою британскую коллегу, так что Жене решил взять ее — и не прогадал. Сейчас уже нельзя представить себе в роли Амели кого-то другого.
Волшебный Париж
Создатели фильма изначально решили, что вторым главным героем будет не человек, а город Париж. Причем, Париж идеализированный, ностальгический. Словно застывший в вечном лете 50-х годов XX века. Ради достижения сего эффекта киношники специально драили до блеска все локации, где проходили натурные съемки.

Помимо того, оператор Брюно Дельбоннель пропускал изображение через фильтр, усиливавший красный, зеленый и желтый цвета, что создавало у зрителя оптимистический настрой на подсознательном уровне. А вообще, стилистика визуальной составляющей комедии — своеобразный синтез поэзии Жака Превера, видения классика кино Жана Ренуара и гаммы полотен бразильского художника Хуареса Мачадо.
К слову, Жене предпочитает снимать в специально сконструированных декорациях, однако здесь ему было важно показать реальные места, пусть и приукрашенные магией кино. Например, кафе «Deux Moulins», где работает наша героиня, существует на самом деле. После выхода картины в его меню появилась новинка — мороженое крем-брюле «Амели».
Одри Тогу сыграла свою роль идеально. Как говорил постановщик, она смогла выполнить все, что от нее требовалось, за исключением пускания «блинчиков» по воде. К этому она оказалась физически неспособна. Момент, где девушка ловко бросает камешки по водной глади, нарисовали на компьютере.
Любопытно, что хотя в фильме довольно много дорогих эпизодов с графикой и цифровой цветокоррекцией, его авторам удалось ужаться в сравнительно скромный бюджет в $10 млн. Предыдущий проект Жене — спейс-триллер «Чужой 4: Воскрешение» (1997) — обошелся куда дороже, в $75 млн.
Мелодия успеха
Впечатление от работы Жене могло бы не быть таким сильным без упоительной ретромузыки Яна Тьерсена. А ведь постановщик сперва хотел нанять композитора Майкла Наймана, известного сотрудничеством с королем британского арт-хауса Питером Гринуэем. Вряд ли этот строгий минималист смог бы обеспечить фильм жизнерадостным настроением, которое создали чарующие аккордеонные пассажи Тьерсена.

Косвенно это подтверждает отказ от показа «Амели» на Каннском кинофестивале. Отборщик Жиль Жакоб посмотрел копию ленты без саундтрека и счел ее «неинтересной». За что потом ему досталось от СМИ по потной программе.
Простые же зрители от этой пленительной сказки для взрослых были в восторге. Кино собрало во всем мире $174 млн и до сих пор входит в пятерку самых кассовых французских блокбастеров XXI века. За коммерческим успехом на «Амели» пролился дождь наград. Комедия получила четыре «Сезара»: за лучший фильм, режиссуру, музыку и декорации.
28.04.21
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|