Мировое кино в 2021 году:
Чего нам ждать от Белого Быка?
Минувший год вызвал поистине тектонические сдвиги во всех отраслях нашей жизни. И особенно — в киноиндустрии, получившей удар, от которого она не оправится еще долго. Если вообще оправится. Баланс производств фильмов и их дистрибьюции, подточенный появлением стримингов, нарушился безвозвратно...
Студии
Крупные студии-мэйджоры потерпели в 2020-м такие убытки, что даже мгновенное чудесное исчезновение коронавируса не поможет им быстро восстановиться. Непосредственные потери Голливуда составили с начала пандемии $32 млрд. Снижение кассовых сборов составило 71,5% по сравнению с 2019 годом. Впервые за 20 лет они упали ниже $13 млрд.

Даже такой гигант, как Walt Disney испытывает трудности: приносившие большую прибыль Диснейленды закрыты, свежие блокбастеры легли на полку до лучших времен, реальные деньги приносит пока что сервис Disney+. Один из старейших кинобрендов MGM вообще выставлен на продажу. Компания, кстати, пыталась недавно сбыть с рук свой самый солидный актив — боевик «бондианы» «Не время умирать», но желающих выложить за экшн с Дэниелом Крэйгом $600 млн не нашлось.
Провал «Довода» Кристофера Нолана, казавшегося «верняком», вынудил Warner Bros, пойти на крутой шаг. Студия объявила, что будет выпускать свои фильмы одновременно в кино и на потоковом сервисе HBO Мах. Это вызвало резкое неприятие у режиссеров и актеров, ведь эта схема лишает их процентов от проката, часто превышающих твердые гонорары. Ибо наверняка большинство зрителей выберет теперь дешевую подписку на стрим, а не дорогой поход в мультиплекс.
Как бы ни ругали киношники «братцев Уорнеров» за сей «кидок», другие студии наверняка пойдут по их стопам, если модель сработает. Премьера сразу в офлайне и онлайне, скорее всего, станет к концу 2021-го стандартом.
Киносети
Производители контента — в кризисе, но их трудности ничто по сравнению с бедами сетей кинотеатров. Они точно пострадают больше всех. Крупнейший в США прокатчик АМС уверенно движется к банкротству, кинотеатры то и дело закрываются на локдаун по требованию властей — в лучшем случае, как у нас, вводятся ограничения на заполняемость залов (50% или 25%).

Даже в КНР, где с прокатом официально снова все в порядке, мультиплексы не работают с прежней загрузкой. Однако своеобразный китайский «социалистический капитализм» гарантирует занятым в киноиндустрии людям, что государство не даст им прогореть. «Настоящий» капитализм с его лозунгом шакала Табаки «Каждый сам за себя!» проигрывает на этом поле с гарантией.
Аналитики предсказывают, что киносети выживут, но серьезно съежатся в следующие несколько лет. С падением доходов от дистрибьюции экранного контента они становятся в пищевой бизнес-цепочке откровенно лишним звеном. Потому в 2021-м на рынке сохранятся, в основном, нишевые артхаусные залы, престижные фестивальные площадки и премиум-сегмент вроде IMАХ. «Середина» же драматически истончится, клиент массово переедет в интернет — под крыло Netflix, Apple TV+, Amazon Prime Video, Hulu и прочих набирающих популярность потоковых платформ.
Стриминги
Вот кто оказался в полном шоколаде, так это стрим-сервисы. Число подписчиков Netflix приближается к 200 миллионам (в России, к слову, осенью запущена локализованная версия сайта, и значительная часть контента доступна в переводе). Прет вверх Disney+: наследники Уолта сумели всего за год набрать аудиторию в 80 млн зрителей, чего планировалось достичь только в 2024-м.
Даже неудачно стартовавший НВО Мах теперь живо наращивает базу — после анонса одновременных премьер высокобюджетных проектов в кино и в онлайне. Первым таким релизом стала «Чудо-женщина: 1984» и, судя по отчетам, число сетевых просмотров внушает авторам сиквела сдержанный оптимизм. Пускай в традиционном прокате фильм-комикс показывает себя неважно, затраты на производство, похоже, удастся окупить — и запустить в работу третью серию.
Вместе с тем, все не так радужно из-за обострившейся конкуренции. Сервис Quibi, например, сошел с дистанции, продержавшись всего полгода. Да, сервисы с богатой коллекцией лент и сериалов будут процветать, а новым игрокам в 2021-м придется туго. Оттого, что потребитель не станет тратить деньги на много разных подписок, а выберет 1-2 бренда с лучшим ассортиментом.
Фестивали
В прошлом году Каннский кинофестиваль пришлось из-за пандемии отменить совсем, а Венецианский прошел в весьма урезанном формате. В новом сезоне ограничения, судя по всему, продолжат действовать, ибо до полной победы над коварным COVID-19 еще далеко.

Так, Берлинале съехал на более позднее время и пройдет в два этапа. С 1 по 5 марта — в онлайн-формате: профессионалы индустрии дистанционно просмотрят фильмы и оценят их с присуждением призов. Показы конкурсных лент для широкой публики состоятся в июне, когда, как считается, эпидемическая ситуация улучшится. Остается нерешенной проблема участия в фестивале СМИ. Есть риск, что критики и журналисты лишатся прежней активной роли в его освещении — за отсутствием светских событий и традиционных площадок для обмена мнениями.
Каннский смотр пока остается на запланированных датах: 11-22 мая. Но уже погфаривают, что мероприятие перенесут на начало лета, чтобы дать организаторам и участникам больше времени на подготовку, ведь съемки новых проектов сейчас весьма затруднены из-за карантинных требований.
Помимо тех новаций, что пришлось вводить из-за коронавируса, кинофорумы начнут перекраивать систему награждений под влиянием изменений в социуме. Тот же Берлинский фестиваль, например, уже в этом году откажется от гендерного разделения в актерских номинациях. «Медведей» за лучшие главные роли и роли второго плана будут вручать без учета пола лауреатов.
Кинопремии
С вручением профессиональных кинопремий тоже не все гладко. «Золотой глобус» укатился с начала января на 28 февраля, «ВAFTА» сползла с 14 февраля на 11 апреля, а «Оскар» задержится аж до 25 апреля! И еще не факт, что эти мероприятия пройдут очно. Если кривая новых заражений не пойдет вниз, церемонии состоятся в режиме «Эмми-2020» — с ведущими на сцене и лауреатами на удаленке.
При этом некоторые премии второго ряда могут банально вымереть. Например, жанровая премия «Сатурн» (НФ, фэнтези и фильмы ужасов), давно не подающая признаков жизни. Уже много месяцев ее организаторы избегают общения с прессой, заставляя подозревать, что пациент скорее мертв, чем жив.
Но и у крупных наград имеются большие проблемы. И даже не по причине пандемии как таковой, а в связи с дефицитом новых фильмов и отсутствием нормального проката. Американской киноакадемии пришлось сделать критерии для отбора лент в номинационные списки более либеральными, чем ранее. Иначе ощущался бы заметный недобор качественного контента, ведь почти все студии отказались от планов выпустить свои наиболее значимые проекты, боясь, что те провалятся, поскольку запуганная ковидом публика будет обходить мультиплексы стороной.
Редко кто готов рисковать здоровьем и прибылями ради сиюминутной ярмарки тщеславия, но смельчаки все же находятся. И это, конечно, прежде всего русские. Так, Национальная академия кинематографических искусств и наук России твердо намерена устроить раздачу «Золотых орлов» уже 22 января, не перенося мероприятие на более поздние сроки.
Съемки
Ожидается, что производство контента в 2021 году подорожает, несмотря на меры жесткой экономии, вводимые студиями. В первую очередь за счет увеличения страховки и введения масштабных антиэпидемическнж мер. Количество запускаемых в работу рискованных крупнобюджетных проектов сократится. По оценкам экспертов, нехватка мощных блокбастеров будет ощущаться вплоть до 2025 года, даже если коронавирус будет побежден к лету. Студии накопили такой гигантский объем убытков, что не смогут быстро восстановить привычный конвейер по выпечке двухсотмиллионных эпиков.
Наверняка в 2021 году упадут заработки звезд. Не резко, но заметно. Скорее через сокращение проектов, чем через демонстративное усыхание гонораров (это плохо для бизнеса). То есть вместо двух дорогих боевиков в год условный Том Круз снимется только в одном. Вырастет число вышедших в тираж героев вроде Николаса Кейджа и Брюса Уиллиса, вынужденных подрабатывать ролями во всяком трэше.
Простым членам съемочных команд придется нелегко. Многих ждет увольнение, так как штаты, честно, говоря, в последние тучные годы в Голливуде ощутимо раздулись. Студийных менеджеров тоже сократят, а оставшихся заставят работать больше. Предполагается, что ситуация стабилизируется не ранее, чем через пару лет.
13.01.21
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|