Кинофантастика о космосе:
10 самых реалистичных фильмов
С выходом в прокат фильма «Интерстеллар», чьи авторы всерьез стараются придерживаться реализма в описании космических полетов, имеет смысл напомнить о тех картинах, что стали вехами в истории кинофантастики и при этом обошлись минимальными искажениями научной картины мира в угоду зрелищности...
«Женщина на Луне» (1929)
Снимая это кино о путешествии на Луну, немецкий режиссер Фриц Ланг пригласил в качестве консультанта пионера ракетостроения инженера Херманна Оберта. И тот не подвел, точно предсказав ряд будущих реалий космонавтики — стартовые мачты, вывоз ракеты из ангара, посадку экипажа с помощью лифта и даже обратный отсчет.
«Место назначения – Луна» (1950)
Так как кино Ирвинга Пичела создавалось по мотивам романа «Ракетный корабль «Галилео» Роберта Хайнлайна, писатель лично отслеживал достоверность происходящего на экране. Тщательный препродакшен, растянувшийся на год, оправдал себя на все сто: цветной фильм получил «Оскар» за невероятно правдоподобные спейс-эффекты.
«Дорога к звездам» (1957)
Сейчас имя Павла Клушанцева почти забыто, но на заре «ракетной гонки» он создавал превосходные фильмы-очерки, в которых, как, например, в этом, убедительно показывал первый полет человека за пределы Земли и первую пилотируемую экспедицию на Луну, в доступной форме объясняя зрителям принципы космической механики.
«Космическая одиссея 2001 года» (1968)
Прославившийся своим болезненным перфекционизмом, Стэнли Кубрик перелопатил уйму литературы и лично разработал новаторские визуальные эффекты для своего шедевра, даже в наши дни изумляющие реалистичностью. Неудивительно, что ходят устойчивые слухи, будто высадку американцев на Луну снимали на Земле — и снимал Кубрик.
«Чужой» (1979)
До Ридли Скотта кинорежиссеры как-то мало задумывались о том, что декорации их звездолетов выглядят именно декорациями — чистенькими, стерильными, фанерными. Первое кино, где правдоподобно изображены отсеки космических кораблей как обжитое пространство, со следами легкого беспорядка и использованности — «Чужой».
«Космическая одиссея: Путешествие к планетам» (2004)
Забытый было жанр документально-игрового кино переживает в последние годы ренессанс. И одной из удач по этой части следует считать британский проект Джо Эхирна, со скрупулезными отсылками к актуальным научным данным, описывающий многомесячную международную экспедицию по Солнечной системе. Очень познавательно.
«Первые на Луне» (2004)
Это был тот еще фокус! Искусно микшируя архаичные комбинированные съемки и стилизованные под хронику игровые эпизоды, режиссер Алексей Федорченко снял кино о секретном полете на Луну в СССР 1938 года. Настолько убедительное, что жюри Венецианского кинофестиваля вручило ему приз за лучший... документальный фильм!
[На самом деле, жюри сделало это сознательно, чтобы подчеркнуть, что сегодня границы между документальным и художественным кино практически не существует — прим. Г.Л.]
«Пекло» (2007)
Конечно, идея о том, что можно раскочегарить затухающее Солнце здоровенной ядерной бомбой, критики не выдерживает. Но в остальном лента Дэнни Бойла весьма достоверно описывает устройство космолета «Икар-2», быт экипажа и проблемы его выживания при приближении к центральному светилу нашей звездной системы.
«Луна 2112» (2009)
Впечатляющая попытка представить, как в будущем люди могли бы осваивать природные богатства нашего естественного спутника. Добыча гелия-3, вахтовый метод, использование клонов, доставка сырья на Землю мини-ракетами — все имеющие отношение к науке элементы картины хорошо укладываются в свод доступных нам знаний.
«Гравитация» (2013)
Демонстрирующий высочайший уровень саспенса спейс-триллер Альфонсо Куарона, который предельно реалистично (не без сюжетных натяжек, зато в убойном 3D) изображает последствия катастрофы на орбите при столкновении МКС с космическим мусором. Сандра Буллок чуть не дотянула до «Оскара» — в отличие от спецэффектов.
05.12.14
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|