На заре «бондианы»:
фильму «Доктор Ноу» — 60 лет
Шестьдесят лет тому назад, 5 октября 1962 года, состоялась премьера первого фильма «бондианы», открывшего одну из самых мощных кинофраншиз в истории. Фильм Теренса Янга «Доктор Ноу» заложил канон шпионского боевика про агента 007 и сделал Шона Коннери звездой первой величины...
Просчитанный почин
Кинематографисты несколько лет примеривались к переносу на экран романов Яна Флеминга, но их смущали техническая сложность воплощения идей писателя и высокий уровень секса и насилия в книгах. Предполагалось, что надо начать с самого свежего опуса про Бонда на тот день («Шаровав молния», 1961).

Увы, продюсеры не хотели рисковать запуская серию боевиков, и желали, чтобы проект был снят за $1 млн. Но наполненные крутыми сценами перипетии «Шаровой молнии» не позволяли уложиться в заявленный бюджет.
Посему на алтарь бросила роман «Доктор Ноу» (1958), содержание которого обещало минимум экзотических локации, дорогих декораций и спецэффектов. В образе агента 007 киномагнаты Гарри Зальцман н Альберт Брокколи видели элегантного Кэри Гранта, но вовремя сообразили, что 58-летний артист не годится в качестве экшн-героя долгоиграющей франшизы. 32-летний Шон Коннери, получивший к итоге главную роль в карьере, был по всем статьям лучше. Но надо сказать, что в жизни он тогда выглядел не шибко импозантно, отличался дурными манерами и не нравился Флемингу. Зато от харизматнчного шотландца без ума были все женщины на площадке — это и решило дело.
Так как Шон в начале 60-х был малоизвестен, его гонорар составил лишь $17000. Однако артист сумел выторговать себе процент с проката, и это увеличило его доход с фильма до $125000.
Короля играет свита
Первой девушкой Бонда могла стать набиравшая популярность Джули Кристи, через 4 года удостоенная премии «Оскар» за рать в драме «Дорогая». К сожалению, для партии Хани Райдер она не подошла: образ секс-бомбы контрастировал с ее интеллигентной манерой игры. Так что продюсеры наняли фигуристую блондинку Урсулу Андресс, на чей снимок они случайно наткнулись. Их даже не смутило то, что эффектная швейцарка ничуть не походила на уроженку Ямайки, каковой являлась Райдер в книге, и говорила по-английски с резким акцентом. Первую проблему решили, покрыв бледнокожую красотку автозагаром, вторую — переозвучив ее реплики при постпродакшне с другой актрисой.

На ранних стадиях разработки проекта роль главного злодея, давшего название картине, предложили драматургу Ноэлю Кауарду. Узнав, что ему светит играть мегаломаньяка с протезами вместо рук, тот не без юмора отказался, прислав телеграмму: «Dr. No? No! No! No!» После долгих поисков полукитайца-полунемца Джулиуса Ноу согласился сыграть канадец Джозеф Уайзмен, в чертах лица которого не обнаруживалось ничего азиатского. Оттого ему пришлось работать в тяжелом «узкоглазом» гриме, мешавшем нормально моргать.
Режиссером фильма после долгих раздумий назначили достаточно опытного, однако не имевшего за душой громких хитов Теренса Янга. Зальцман и Брокколи рассудили, что его услуги обойдутся дешево, к тому же им импонировало проявленное Янгом умение сочетать экшн с юмором. У Флеминга герой отличался кровожадной серьезностью, которую в кино решили смягчить, дабы не отпугнуть зрителей.
В режиме экономии
Несмотря на все усилия удержаться в рамках бюджета, авторы «Доктора Ноу» все же оказались вынуждены увеличить смету боевика еще на $100000. Эти деньги пошли на самый эффектный эпизод: взрыв островной базы злодея.

За счет различных ухищрений бедность постановки в кадре почти не чувствуется, но режим экономии на площадке ввели очень жесткий. Так, в офисе главы разведки картинами в рамах служили репродукции на картонках, кожаную обивку двери кабинета имитировал раскрашенный пластик, машина агента 007 (голубой Sunbeam Alpine) была взята в прокате, а аквариум в логове мегаломаньяка представлял увеличенный в размерах экран с изображением рыб.
Съемки прошли с 16 января по 30 марта 1962 года. Первыми отсняли сцены на Ямайке, и Флеминг, живший там на вилле «Золотой глаз», часто заглядывал к киношникам на огонек. В середине февраля команда Янга вернулась в Англию, где на студии Pinewood были выстроены тайная штаб-квартира доктора Ноу и помещения Секретной службы.
Паук вместо спрута
Поскольку авторы ленты экономили изо всех сил, пришлось отказаться от двух очень эффектных сцен, присутствовавших в романе «Доктор Ноу». Так, в фильме отсутствует битва Джеймса Бонда с огромным спрутом и побег героя с острова титульного мегаломаньяка на броневике-«драконе».

Доставила хлопот и экипировка суперагента. В одном из эпизодов 007 использует оружие с глушителем. Но парни из отдела реквизита не нашли глушителя, подходящего к «вальтеру» РРК, с которым Шом Коннери появляется на экране. В итоге в данном конкретном моменте пистолет заменили на «браунинг» FN1910 — авось, никто не заметит! А когда стали делать промо-арт для рекламы и постеры, забыли треклятый «вальтер» на студии. В результате исполнитель главной роли был вынужден позировать с длинноствольным пистолетом для спортивной стрельбы, который в картине, разумеется, не фигурирует.
Самой неприятной для Коннери стала счета, где по его персонажу ползет тарантул. У артиста оказалась настолько сильная арахнофобия, что он на смог нормально отыграть нужную реакцию перед камерой. Его заменили дублером, но тот. как выяснилось, тоже страшился пауков и с трудом довел дело до конца. Кстати, в канонической заставке ленты с видом изнутри ствола пистолета тоже снялся не сам Шон, а его дублер.
Песня шпиону не к лицу
Из-за постоянных сценарных правок в «Докторе Ноу» появились некоторые проблемы с логикой. Например, почему в вентиляционной шахте, через которую Бонд совершает побег из тюремной камеры, стенки раскалены, а от времени по ней проносится поток воды? В книге это объяснено тем, что злодей знал, что суперагент рискует уйти этим путем, и специально учинил для героя полосу препятствий. В экранизации же про это обоснование попросту забыли.

Провалилась попытка снять эпизод, где прекрасную Хани Райдер пытают щелкающими клешнями-крабами. Крабы наотрез отказались помогать злодеям, поскольку их доставили на площадку в контейнере со льдом, и они едва могли шевелиться от переохлаждения, не говоря уже о том, чтобы хищно щелкать клешнями. На ходу пришлось заменить атаку членистоногих банальной попыткой утопления.
Некоторые режиссерские находки были весьма остроумными. Так, в 1960 году из Национальной галереи в Лондоне был похищен портрет герцога Веллингтона кисти Франсиско Гойи. Теренс Янг решил пошутить и приписал это преступление нашему азиатскому мегаломаньяку: полотно висит у него в логове. Только через пару лет стало известно, что шедевр стащил обычный английский пенсионер.
Любопытно, что «Доктор Ноу» — единственная часть франшизы, в которой агент 007 снисходит до того, чтобы петь. Однако когда продюсеры увидели Бонда, исполняющего шлягер «Под манговым деревом», то решили, что музицирующий шпион выглядит глуповато, и в дальнейшем наложили на подобные вещи табу.
Трудности перевода
Мировая премьера боевика прошла 5 октября 1962 года — разумеется, в столице Великобритании. Реакция зрителей была что надо, но широкий мировой прокат пришлось отложить. Причина — в разразившемся через несколько дней Карибском кризисе с советскими ядерными ракетами на Кубе, полностью завладевшем вниманием масс. Поэтому в остальном мире «Доктор Ноу» вышел уже в 1963 году, добравшись до важного американского рынка только в мае.
В Японию лента пришла вообще в июне, и тамошние толмачи неверно поняли смысл ее названия. Были напечатаны афиши, в которых кино именовалось «Доктор не нужен». Ошибку заметили в последний момент и едва успели исправить.
Как бы там ни было, создателей картины ждал колоссальный по тем временам коммерческий успех: общие сборы шпионского экшна составили $59,6 млн. Но были и недовольные. Токсичный мачизм агента 007 в ту невинную эпоху выглядел столь непристойным, что Ватикан издал коммюнике с порицанием моральных качеств жестокого и сексуально раскованного героя.
Продюсеры торжествовали: сам президент США Джон Кеннеди запросил частный показ «Доктора Ноу» в Белом доме и нашел фильм отличным. Мнение критиков разделилось, однако хвалебных отзывов было больше. До «Оскаров» дело, правда, не дошло, однако Урсула Андресс получила «Золотой глобус» как лучшая дебютантка. А Коннери тут же стал мегазвездой, чьи гонорары одним махом выросли в 12,5 раз.
21.10.22
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|